Страны ШОС разошлись в валютном вопросе
2009-06-17, Независимая газета
Сергей Куликов
Назарбаев поставил крест на далекоидущих планах Москвы
Прошедший вчера саммит руководителей стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продемонстрировал разнобой в подходах к валютно-финансовой политике. В то время как Казахстан настаивает на радикальных шагах - введении единой наднациональной валюты ШОС, - Москва предпочитает говорить об увеличении расчетов в национальных денежных единицах, тогда как введение новой валюты видится ей лишь в перспективе. При этом Китай вообще предпочитает обходить эту тему, уделяя внимание общим пожеланиям «согласовать денежную политику» и предлагая финансовую помощь коллегам по ШОС.
Вчера в Екатеринбурге президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз за последние несколько месяцев выступил с идеей создания наднациональной валюты. На этот раз в рамках ШОС. Ранее он предлагал создать новую мировую валюту и наднациональную валюту в рамках ЕврАзЭС. Назарбаев даже поупражнялся в сочинении названия для валюты ЕврАзЭС, предложив назвать ее «евразом» или «алтыном». На этот раз он не заходил так далеко, ограничившись предложением «изучить возможность введения единой национальной расчетной единицы, привязанной к корзине основных региональных валют... которая могла бы использоваться в торгово-экономических расчетах между странами ШОС».
Одновременно с этим президент Казахстана отверг вариант превращения одной из национальных валют в региональную и тем более мировую резервную валюту, задев этим самым Россию, руководство которой пытается продвигать в последние годы идею превращения рубля в региональную резервную валюту. «Национальная валюта в роли региональной или резервной мировой - это давно исчерпавшая себя схема, рассчитанная на то, чтобы односторонне извлекала преимущество та страна, которая предлагает свою национальную валюту на роль региональной или резервной», - поставил крест на далекоидущих планах Москвы Назарбаев.
В свою очередь, президент России Дмитрий Медведев на саммите занял более гибкую позицию в популяризации рубля на международном уровне. Он пояснил, что считает целесообразным, чтобы страны ШОС более активно использовали расчеты в национальных валютах, тогда как переход на наднациональные платежные средства также не исключен, но лишь в перспективе. «Речь идет об увеличении доли расчетов в национальных валютах, в том числе для того, чтобы не быть зависимыми от проблем с теми или иными резервными валютами, а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнеров», - пояснил Медведев. Тот факт, что сегодня практически все финансовые системы мира завязаны на американский доллар, главу России не устраивает, но избавляться от этой зависимости, судя по его словам, нужно постепенно.
В то же время Китай, обладающий наиболее мощной экономикой среди всех стран ШОС, на тему введения новой валюты предпочитает вообще не распространяться. Вместо этого председатель КНР Ху Цзиньтао покритиковал организацию, отметив, что торгово-экономическое сотрудничество в ее рамках «еще далеко от поставленных целей».
Вчера же помощник президента Аркадий Дворкович заявил о том, что Россия может разместить часть своих резервов не только в облигации США и европейских стран, но и в бумаги стран БРИК. Правда, при условии их ответных шагов.
Между тем такое заявление явно противоречит недавним словам главы Минфина Алексея Кудрина о том, что российские международные резервы останутся в казначейских облигациях США. На встрече министров финансов «большой семерки» в Италии, он «как минимум на год» отказался от обсуждения самой идеи создания новых резервных валют.
Впрочем, старший экономист ФК Владимир Тихомиров полагает, что явных противоречий между этими сообщениями нет. «Стратегия на создание некой наднациональной валюты существует, однако в последние 3-4 месяца стремление к ее созданию несколько поубавилось, - поясняет эксперт. - Ощущение свободного падения исчезло, и перспективы выхода из кризиса стали более очерченными. Сегодня более реалистичным выглядит озвученное стремление к увеличению доли расчетов в национальных валютах». КНР и РФ являются мировыми лидерами по размеру золотовалютных резервов, а потому слишком сильно завязаны на доллар. И снижение его стоимости совершенно не в их интересах. «Есть разные временные рамки: понятно общее желание постепенно снижать зависимость от доллара, которое, в свою очередь, наталкивается на реалии, - продолжает он. - Те же китайцы сделать ничего не могут. Любые заявления - не то что о сокращении доли доллара в своих резервах, но даже намерения по этому поводу - неизбежно вызовут его обрушение. За которым последует обесценение резервов, что ни Пекину, ни Москве явно не на руку. В связи с этим вопрос реализации идеи единой наднациональной валюты у меня вызывает большие сомнения». По мнению эксперта, это будет длительный процесс, который растянется на десятилетия.
«Я очень уважаю президента Казахстана, но уверен, что никакой наднациональной валюты ШОС не будет вообще, - заявил начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. - Так что позиция России, озвученная на саммите, выглядит более реалистичной». При этом ни одна из валют стран БРИК в текущей ситуации не может претендовать на статус резервной. «Максимум, на что может претендовать рубль в среднесрочном плане, - это региональная резервная валюта СНГ», - полагает он.
В свою очередь, гендиректор компании «2К Аудит - Деловые консультации» Тамара Касьянова считает, что Москва видит именно рубль в качестве новой резервной валюты, отсюда и идея о наращивании объемов расчетов в национальных денежных единицах. «Это позволит значительно укрепить позиции этих валют, после чего Москва, видимо, рассчитывает активизировать действия по укреплению рубля, - отмечает аналитик. - Например, за счет торговли энергоносителями».