CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Т.Рахматуллаев: Узбекистан в Америке. Прелести легальной жизни и сложности адаптации

30 ноября 2009

Т.Рахматуллаев: Узбекистан в Америке. Прелести легальной жизни и сложности адаптации

00:45 30.11.2009, ЦентрАзия

Узбекистан в Америке. Прелести легальной жизни и сложности адаптации

В предыдущей статье речь шла о том, как и в каких отраслях работают нелегалы из Узбекистана. А данный материал посвящен деятельности легальных иммигрантов, в основном, обладателей Грин кард.

Ежегодно десятки тысяч жителей Узбекистана ждут наступления осени, чтобы участвовать в лотереи Грин кард, которая позволит легально въезжать в Соединенные Штаты, жить, работать или учиться там. А тот, кто оказался среди победителей данной лотереи, считает себя самым счастливым человеком на планете. Его близкие и друзья с завистью смотрят на него, бурно обсуждают эту новость между собой. Большинство не осознает, что ожидает человека, прибывшего в первый раз в эту неизвестную ему стране, с какими трудностями может он столкнуться. Каждый думает о "легком" долларе, о богатстве, о том какие возможности открылись для обогащения:

Конечно, Грин кард дает право на постоянное проживание, работу и учебу в США. Ежегодно 50 тысяч победителей и их семьи получают такое право. Согласно статистике, шанс получить Грин кард имеет один из 110 участников. Являясь официальной программой правительства США, данная лотерея способствует разнообразить состав жителей страны, привлекает новых рабочих рук. Но в Соединенных Штатах отношение к иммигрантам не однозначное.

В местных средствах массовой информации можно встретить мнения о том, что старение Америки является бомбой замедленного действия, оказывающее самое отрицательное влияние на экономику страны. Здесь людей старше 65 лет почти 35 миллионов. А темп рождаемости невысок. Если 50 лет назад на каждого пенсионера приходилось 7 человек в трудоспособном возрасте, то сегодня этот показатель равно пяти, а к 2030 году число работников сократиться до трех. По некоторым подсчетам, к 2015 году в США должно быть на 15,6 млн. работников больше, чем сейчас. Отдельные специалисты, считают, что только иммиграция может решить эту проблему.

Но есть и противоположное мнение, согласно которому иммигранты могут вытеснить со своих мест работников-американцев. Противники иммиграции, к которым относятся некоторые правительственные ведомства и профсоюзы, ссылаются именно на этот довод. Настроение в обществе в отношение к иммигрантам изменилось после сентябрьских событий 2001 года. Увеличилось число сторонников сокращения иммиграции. Настроение в обществе перешло на Конгресс. И здесь заметно прибавилось число открытых противников иммиграции.

В Узбекистане у некоторых людей сложилось мнение, что с помощью лотереи Грин кард, "Америка заманивает умных и способных наших граждан из числа молодежи". Как очевидец могу заявить, что это не так. А приходилось мне встретиться и поговорить с обладателями Грин кард и в Узбекистане, и в США. Это были самые разные люди по возрасту, специальности, по уровню образования и культуры. Как мне показалось, основную массу составляют люди со средним образованием. Это обычные люди, не выделяющие своим особым талантом или способностью. Каждый может придти к такому выводу, если узнает где и в каких сферах работают наши граждане, обладатели Грин кард.

Имея право на работу, легальные иммигранты из Узбекистана, обладают возможностью выбора: где трудиться, на какой должности, на какую зарплату. Но этот их выбор ограничивается уровнем образования, квалификации, знания английского языка и т. п. Поэтому они трудятся на стройке в качестве мастеров, бригадиров, а также работают менеджерами на складах, водителями такси, открыли свои магазины, небольшие рестораны. Но большинство - и мужчины, и женщины стараются устроиться хоум-аттентами (home-attendant), которые ухаживают за больными или одинокими пожилыми людьми. По сравнению с другими видами трудовой деятельности эта работа считается не тяжелой и нормально оплачиваемой.

Многие приезжающие, особенно из числа сельской молодежи, не знают русского языка. Это порождает немало проблем. Не зная ни английского, ни русского наши земляки затрудняются при устройстве на работу и в процессе самой работы. Так как при обращении в разные организации для оформления документов, в агентствах по трудоустройству, к работодателям надо знать один из этих двух языков. Если человек хочет изучать английский язык и здесь требуется русский язык: в курсах занятия проводятся на русском языке. И еще. В крупных медицинских учреждениях при первом же требовании вас обеспечат переводчиком. Перевод осуществляется с английского на русский или испанский и еще несколько других языков.

Расскажу о случае, свидетелем которого был сам. В Бруклине я жил в комнате с еще тремя земляками. Один из них 21-летний Шоди был из Самаркандского района. После приезда в Америку, он в течение двух месяцев работал на мебельной фабрике. По вечерам ходил на учебу, чтобы получить сертификат, дающий право работать хоум-аттентом. Да, ходил на учебу, а не учился, так как не знал русского языка. Когда он устроился на работу, пожилой мужчина, за которым он ухаживал, попросил его приготовить суп. А у Шоди не было никаких кулинарных способностей. Он позвонил Эрмату, который тоже жил с нами, и спросил: "старик подсказал мне последовательность приготовления супа. Сейчас он говорит, чтобы положил в кастрюлю лук. Что такое лук?".

Один из обладателей Грин кард, не зная свои права и возможности, долгое время трудился чернорабочим на стройке. Таких случаев, кстати, немало. Легальный иммигрант, после прибытия в США, не знает что делать, с чего начать, вынужден прислушиваться совета бывалых земляков. Советчиков много, каждый из них предлагает как поступить исходя из своего опыта и бедный иммигрант не знает что делать. Давно назрела необходимость создания организации узбекистанцев в Соединенных Штатах. Нужен своеобразный координационный центр. Правда, сейчас есть организации, претендующие быть таким центром, но они не имеют авторитета среди земляков. Многие не знает о существовании такой организации или издания, который мог бы придти на помощь иммигранту, если нужно, защитить его интересы.

"Иммигрантов здесь никто не ждет, - говорит Махмуд, который 8 лет нелегально находится в Нью-Йорке, работает таксистом и хорошо осведомлен о проблемах иммигрантов. - Они, особенно семейные, вначале сталкиваются с немалыми трудностями. Должны арендовать жилье, решать бытовые проблемы. Приходиться им несколько недель ожидать своих документов, без которых не могут легально устроиться на работу. За это время женщины идут на уборку, а мужчины - кто куда попало".

Не все выдерживают такие трудности. На днях я встретился с одним из тех, кто вернулся назад. Все его знакомые называют его почему-то Мишей. Он вместе с братом работает в их собственном магазине. "Выиграв Грин кард, я с женой и малолетним ребенком приехал в Нью-Йорк, - рассказывает Миша. - Находились мы там два месяца. Жили у знакомых. Все это время не работал. Наблюдая за жизнью, бытом и работой своих знакомых, убедился, что это не для меня. Никак не думал, что нашим там так тяжело. Да, некоторые зарабатывают хорошие деньги. Но что им это стоит?! Климат тоже мне не понравился. Я сказал жене, что лучше нам вернуться домой. Даже если я зарабатываю у себя в Самарканде в 10 раза меньше, чем в Америке, это намного лучше".

Знаю случаи, когда обладатель Грин кард, вообще отказался поехать в США. Один из них Шохрух, мясник по профессии. Продает баранину, имеет свой ларек. Осенью 2008 года, когда мы с ним встретились, он спросил меня рассказать об условиях жизни и работы иммигрантов в Соединенных Штатах. Он интересовался также их заработной платой. Услышав мои ответы, Шохрух сказал, что не поедет в Америку. Сое решение аргументировал он так: "С двумя детьми мне и жене будет там нелегко. К тому же, зарабатываю неплохо. Потом, здесь родители, родные, друзья".

Есть немало примеров совсем противоположного характера. Некоторые нелегалы готовы на все, чтобы получить легальный статус. Чаще всего они стараются вступать в брак с гражданами США. Расходуют огромные, даже по американским меркам, деньги. Вот история одного из них. Встретил этого человека, бывшего работника милиции из Самарканда, в Ниагаре, когда был на экскурсии. Ему 55 лет, в Соединенных Штатах находится уже 10 лет. Только два года назад, вступив в брак с американкой, получил вид на жительство. А за это, по его словам, пришлось платить $35000: адвокату и будущей жене.

Бывают случаи, когда наши "женихи" попадают в руки мошенниц. Один из наших земляков потратив почти 25000, остался ни с чем. Получив деньги "невеста" не явилась на заключительное судебное заседание, где должна была рассматриваться вопрос о законности заключаемого брака. Позже наш герой узнал, что его избранница-мексиканка уехала навсегда на свою Родину.

Легальные иммигранты из Узбекистана, как было отмечено выше, работают в разных сферах. Некоторые имеют свои рестораны. В Нью-Йорке есть рестораны "Самарканд", "Купола Самарканда", "Чорсу", "Фируза", "Афсона", "Регистон", "Фуркати Самарканд" (последний был недавно продан). Накопив деньги наши земляки стали открывать свои магазины. Так, в прошлом году один самаркандский предприниматель с сыновьями открыли продовольственный магазин на авеню Фостер, который быстро приобрел известность. Популярность магазина связано в первую очередь с тем, что здесь продается качественное мясо. В неделю один раз ходил в этот магазин за покупкой. Покупатели были не только выходцы из Узбекистана, но и русскоязычные жители Бруклина.

Со временем, как думается, немало наших земляков будут открывать в Америке свое предприятие. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете в Санта-Крусе, свидетельствует о том, что иммигранты на 30 процентов чаще открывают собственное дело, чем американцы, родившиеся в США. Хотя иммигранты составляют в Соединенных Штатах 12,5 процента населения страны, на их долю приходится 16,7 процента всех новых предприятий. Принадлежащие им предприятия приносят доход в размере 67 млрд. долларов, или 11,6 процента от совокупного дохода всех частных американских предприятий. В исследование также указывается, что предприятия иммигрантов, как правило, концентрируются в секторах экономики, где используется либо низкоквалифицированный труд, либо, наоборот, высококвалифицированный. На одном конце спектра находятся предприятия общественного питания, на другом - фирмы научно-технического профиля.

Тошпулат Рахматуллаев

Нью-Йорк - Самарканд Октябрь-ноябрь 2009 г.

E-mail: rtashpulat@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия

centrasia.ru

Предыдущая статьяTrend News: Необходимо изменить структуру МАГАТЭ - иранский представитель
Следующая статья"КП": Медведева пригласили открыть русскую школу в Туркменистане