CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Американский ультиматум Владимиру Путину

20 ноября 2015

Пока Франция ищет помощи у России, Вашингтон пытается рассорить Москву и Тегеран

Глава МИД РФ Сергей Лавров констатировал разительное изменение позиции Запада в вопросе будущего президента Сирии Башара Асада. Однако американский лидер Барак Обама занял радикально иную точку зрения и выдвинул Москве ультиматум, потребовав сделать выбор между Асадом и целостностью Сирии. Пока Россия пытается заложить дипломатический фундамент в ООН для мирного разрешения конфликта на Ближнем Востоке, Вашингтон вбивает клин в отношения Москвы и Тегерана - и уже преуспел в этом, пишут американские СМИ.

Президент США Барак Обама в ходе саммита АТЭС в Маниле потребовал от России и Ирана сделать выбор между поддержкой Асада и сохранением целостности сирийского государства, передает Associated Press. Единство арабской республики возможно лишь при одном условии - формировании нового легитимного правительства, и покуда Асад занимает должность президента, террористы запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) не будут уничтожены окончательно. Обама добавил, что Ирану и России потребуется несколько месяцев, чтобы признать эту «истину».

Сергей Лавров придерживается прямо противоположной точки зрения. В интервью «Радио России» он заявил, что западные страны осознали бесперспективность требования об уходе Асада, пересмотрели свой подход и «с оптимизмом» подключились к работе. «До недавнего времени наши западные партнеры не хотели создавать инклюзивный круг внешних игроков», - напомнил Лавров и добавил, что в последний месяц состоялись две встречи международной «Группы поддержки Сирии», «в которой представлены все соседи Сирии и все страны, которые так или иначе могут оказывать влияние на развитие ситуации».

В США серьезно обеспокоены тем, что Россия и Иран ведут скоординированную политику в Сирии, а потому Вашингтон пытается расколоть союз между Тегераном и Москвой, пишет Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных дипломатов. США расценивают Иран как тормоз в вопросе отставки Асада, и в Вашингтоне надеются, что Москва проявит гибкость, чего ожидать от Тегерана не приходится. По словам собеседника газеты, в Вашингтоне уже видят «усиление напряженности между Россией и Ираном». Президент РФ Владимир Путин, по-прежнему пытающийся уговорить суннитские страны оставить Асада у власти, пошел навстречу коалиции и «удивил арабских лидеров»: президент в рамках переговоров якобы объявил, что Россия будет добиваться уменьшения роли Ирана в сирийской кампании.

«Безусловно, Вашингтон действует по многим направлениям, пытаясь вбить клин между Москвой и Тегераном, и не только из-за Сирии, но еще и потому, что Иран стал мощной региональной державой во многом благодаря американскому вторжению в Ирак, - сказал «НГ» источник, близкий к переговорному процессу. - США действуют по старой империалистической схеме «Разделяй и властвуй», и чем больше будет разногласий между шиитами и суннитами или другими партнерами, тем лучше: только так удобнее управлять и той, и другой сторонами».

Сразу после саммита G20, где ключевой темой стала борьба с ИГ, Россия внезапно для многих внесла новый проект резолюции по Сирии в ООН, опередив Францию, которая подготовила аналогичный документ в связи с терактами в Париже.

Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин назвал российский проект сбалансированным, универсальным и приемлемым для всех сторон. При этом в резолюции упоминается имя Асада, а акцент сделан на сотрудничество с официальными сирийскими властями в борьбе с ИГ. Франция намерена внести свой «краткий и сильный» проект. По данным американских СМИ, в документе больше внимания уделяется борьбе с ИГ.

Не исключено, что ООН примет комбинированный вариант резолюции из французского и российского вариантов, потому что отказ от одного из документов в пользу другого может повысить и без того высокую напряженность. «Я думаю, что симбиоз русско-французского проекта резолюции возможен. Мы упоминаем Асада, и французы будут настаивать на исключении этого пункта, но всегда можно найти компромисс, - заметил собеседник «НГ». - Добавлю, что наш проект включает все пожелания, которые высказывались в кулуарах. Мы не хотим ни с кем конфликтовать, и сейчас время для объединения усилий».

Вероятно, тема резолюции и сирийской кампании будет обсуждаться в рамках встреч президента Франции Франсуа Олланда с Обамой и Путиным (на следующей неделе лидер Пятой республики совершит официальные визиты в Вашингтон и Москву). По мнению Олланда, воевать с ИГ нужно более жестко, а нынешняя «тактика осады», предполагающая постепенное ослабление ИГ, может затянуться на два года, пишет Guardian.

«Проблема в том, что теракты в Париже и кризис беженцев показывают, что у нас нет времени. Действовать нужно срочно», - заметил собеседник Guardian в дипломатических кругах, добавив, что перебрасывать сухопутные подразделения Франция не готова.

Олланд задумался о том, чтобы инициировать общеевропейский фронт против ИГ на основе ст. 42.7 Лиссабонского договора ЕС, которая предполагает, что если государство - член ЕС стало предметом агрессии или подверглось нападению, то все члены союза должны оказать помощь и содействие государству-жертве. Однако Лиссабонский договор не обязывает страны к военным действиям. При этом Олланд намеренно не желает опираться на договор НАТО, потому что Россия враждебно к нему относится, а Париж хочет видеть Москву в составе коалиции против ИГ.

Тем не менее возможное сотрудничество в сирийской кампании между Россией и Западом никоим образом не повлияет на противостояние на санкционном фронте. Евросоюз, равно как и США, планирует продлить экономические санкции, наложенные на Москву в связи с кризисом в Украине. Запад не желает пересматривать свой подход и будет требовать выполнения Минских соглашений по Украине. В Берлине, Лондоне и Париже не готовы получать российскую помощь в Сирии «ценой Украины», так как это нанесет вред и самой Европе, пишет Wall Street Journal.

Сейчас в ЕС рассматривают три возможных варианта: продление ограничений на три-четыре месяца, полгода или год. Санкции истекают в конце января 2016 года, вопрос об их продлении будет рассматриваться на саммите ЕС в середине декабря.

Евгений Медведев

ng.ru

Предыдущая статьяВ Ашхабаде снесли половину мечетей
Следующая статьяКабул заинтересован в поддержке Астаны, Москвы и Пекина