ЗАГОНЯЕТ ИРАН В ОБЪЯТИЯ ХУСЕЙНА Тегерану не остается ничего другого, как идти на окончательную конфронтацию с Вашингтоном
З.МАМЕДОВ
На недавнем заседании Совета ВТО постоянный представитель США в этой организации Линнет Дейли заявила, что Вашингтон не дает согласия на создание рабочей группы для переговоров с Ираном о вступлении в ВТО. Это очередной серьезный удар по официальному Тегерану, который добивается переговоров с ВТО на протяжении последних трех лет. Некоторых успехов на этом поприще ему удалось достичь: с прошлого года группа арабских стран-членов ВТО поднимает вопрос о возможности принятия Ирана в ВТО на каждом заседании ее руководящего Совета.
Главным препятствием на пути Ирана в ВТО традиционно выступают Штаты. В последний год правления Клинтона и даже в первые месяцы президентства Буша-младшего, позиция Белого дома по этому вопросу была достаточно мягкой, из чего эксперты сделали вывод, что лед тронулся. Однако, как только Буш включил Иран в "ось зла", ситуация вернулась на круги своя.
Для иранского президента-реформиста Хатами, который выступает за установление более тесных контактов с Западом, она означает новый шквал критики в его адрес. Политика двойных стандартов по отношению к Ирану в случае с ВТО слишком уж очевидна: всего полгода назад в ВТО был принят даже коммунистический и антиамерикански настроенный Китай. Заявление Буша об "оси зла" уже вызвало многотысячные митинги протеста в Тегеране, и Хатами не оставалось ничего другого, как принять в них участие - в противном случае перспективы его нахождения у власти выглядели бы весьма сомнительно.
В то же время через пару дней после демонстраций в Тегеране - впервые за 23 года, прошедшие со дня иранской революции - отмечали день святого Валентина. Более того, за последние дни власти страны предприняли ряд шагов, которые свидетельствуют о том, что Хатами совсем не хочет конфронтации с Западом. К ним относится и обещание передать нелегальных эмигрантов, задержанных в Иране, правительствам их стран, и закрытие офиса проживающего в Тегеране афганского полевого командира Гульбеддина Хекматиара, который заявлял о желании создать коалицию для борьбы с временным правительством Афганистана - "марионетками США".
Если учесть, что действия Хекматиара были особо отмечены как деструктивные в досье, переданном иранским властям представителем США, намек на готовность официального Тегерана к уступкам становится очевиден. Не менее очевидно, что эти уступки не могут - по крайней мере в данный момент - идти слишком далеко: сторонники жесткого теократического правления, от которого Хатами хотя бы частично увел страну, буквально наступают президенту на пятки.
Тем не менее, Штаты, похоже, твердо решили не только помочь иранским теократам вернуться к власти, но и затолкать Иран в объятия его недавнего врага - Ирака. И на этом поприще видны очевидные достижения: Саддам уже предупредил США - "Иран наш сосед и любые попытки дестабилизации или агрессии в отношении него касаются и нас тоже". Интересно, что незадолго до знаменитого обращения Буша, где появилась "ось зла", бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт пыталась разъяснить ему, что Иран и Ирак - совершенно разные страны. Однако, как отметила "New York Daily News", "как выходец из огромного клана, Буш узнает кузин только тогда, когда их видит".