сум - для свободной торговли!
Сможет ли Узбекистан извлечь пользу из антитеррористической кампании?
В Ташкенте в среду (20.02.) завершился немецко-узбекский экономический симпозиум, прошедший в рамках Дней немецкой экономики в Узбекистане.
Корреспондент "Немецкой Волны" в Узбекистане Юрий Черногаев:
"Хороший импульс к конкретным контактам, который позволил установить прямые деловые связи", - такую оценку дал прошедшему в Ташкенте немецко-узбекскому экономическому симпозиуму директор-распорядитель представительства немецкой экономики в Узбекистане Дариуш Эфтихар. Симпозиум был организован союзом по сотрудничеству в центральной и восточной Европе при поддержке федерального министерства экономики и технологии.
Сейчас общая стоимость проектов, которые осуществляются в Узбекистане с участием Германии, превышает один миллиард евро. В этой стране представлены 50 немецких компаний. Однако начальник управления СНГ федерального министерства экономики Питер Хартиг призвал не обольщаться большими цифрами и напомнил, что с 1997 года товарооборот между странами упал более чем на половину и сейчас предстоит наверстывать упущенное.
Судя по тому, что 19-ти приехавшим на семинар из Германии представителям немецких фирм и банков пришлось общаться со 152 узбекскими бизнесменами, горячее стремление наращивать связи налицо.
В.В.: Стремление узбекской стороны к экономическому сотрудничеству с ФРГ, действительно, налицо. Вопрос в том, разделяют ли немецкие бизнесмены это стремление? По этому поводу я обратился за комментарием к экономическому обозревателю "Немецкой Волны" Томасу Киршнингу, побывавшему на симпозиуме.
- Господин Киршнинг, почему немецкие предприниматели приехали именно в Узбекистан?
- На этот вопрос относительно легко ответить. Немецкие предприниматели здесь по приглашению Министерства экономики и технологий ФРГ. Речь идет о том, чтобы вновь посмотреть, имеет ли смысл для немецких предприятий в Узбекистане проявить дополнительную свою активность. Узбекистан всё еще остается страной, которая в переходе к рыночной экономике, в сравнении с Россией, отстает на 3-5 лет. Государство очень сильно регулирует все сферы, держит руку на всем, что происходит в экономике, и по сей день немецким средним предприятиям крайне сложно получать лицензии на импорт, на экспорт, а до 50% выручки от экспортных операций должны принудительно обмениваться на сумы по невероятно завышенному курсу. Для западных инвесторов ситуация с обменом валюты в стране- это катастрофа.
- Существует ли некое общее мнение у немецких предпринимателей, принявших участие в днях немецкой экономики по вопросу о том, есть ли всё-таки смысл для усиления активности в Узбекистане, или нет?
- Мнение ясное: с одной стороны, не хочется проспать выход на те рынки, где есть спрос на немецкие товары, с другой - предприниматели говорят, что до тех пор, пока национальная валюта не является свободно конвертируемой, в развертывании больших дел нет никакого смысла. А произойдет ли движение в этом направлении - это большой вопрос. Несмотря на то, что уже много раз объявлялось, что к лету этого года сум будет конвертироваться свободно, это остается большим вопросом. В одном министерстве говорят одно, в другом сообщают другое.
- Влияет ли военно-политическая ситуация в регионе на настроение немецких предпринимателей в отношении Узбекистана как экономического партнера?
- Надежда предпринимателей как раз и заключается в том, что Узбекистан - если позволить себе некоторый цинизм - извлечет пользу из антитеррористической кампании, проводимой США в Афганистане. Узбекистан предлагает в нынешней ситуации территорию для американских, да и для немецких военных. Узбекистан должен вновь принять участие в восстановлении Афганистана. Кроме того, на днях в местных газетах появился "меморандум о понимании", составленный узбекской стороной и МВФ - кстати, впервые: до сих пор такие вещи не становились достоянием гласности здесь. Так вот, в этом меморандуме Узбекистан в принципе соглашается на проведение реформ. Причем, как в сельском хозяйстве - крестьяне смогут продавать хлопок по более высоким ценам, - так и в сфере конвертации валюты, и вообще по вопросу государственного регулирования экономики. Судя по этому документу, Узбекистан берет на себя выполнение тех обещаний, которые были даны уже давно. Так что из продолжающегося конфликта в Афганистане Ташкент может извлечь пользу, а немецкая сторона хотела бы здесь видеть ситуацию именно таковой, чтобы развивать с Узбекистаном деловые отношения.
Виталий Волков, ФОКУС