CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Где пройдет Шелковый путь к нефти

18 марта 2002

пройдет Шелковый путь к нефти Вашингтон оказался в Афганистане в патовой ситуации. И если он не поостережется, то в недалеком будущем ему может грозить значительно более масштабная ловушка на Ближнем Востоке

Шамсудин Мамаев

Пока американцы и отряды Северного альянса продолжают гоняться на востоке Афганистана за разрозненными отрядами талибов, в уютных кабинетах разных столиц дискутируются вопросы будущего восстановления многострадальной страны. И уже сейчас ясно: от степени участия в этом деле той или иной стороны во многом будут зависеть ее позиции в регионе на обозримую перспективу.

Изо всех сил Для Америки агрессивная внешняя политика нынешней администрации представляет не меньшую угрозу, чем для России

На прошлой неделе в Москву с рабочим визитом приезжал глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай. Днем он провел переговоры с российским министром иностранных дел Игорем Ивановым, вечером - с российским президентом Владимиром Путиным.

Девяносто процентов основных производственных мощностей Афганистана были построены советскими специалистами, и, как заявил афганский премьер перед вылетом в Москву, Кабул рассчитывает, что в первую очередь Россия примет участие в восстановлении тех объектов, которые были построены в свое время советскими специалистами. В результате в Москве было подписано 17 соглашений о сотрудничестве. Пока не совсем ясно, кто будет финансировать эти проекты. Карзай считает, что Россия: вы, мол, построили, вы потом разрушили, а теперь и восстанавливайте. Понятно, что у России на это денег нет, так что вся надежда на то, что как-то удастся вписаться в международные программы восстановления Афганистана, которые будут финансироваться "клубом доноров" в составе ведущих западных стран и Саудовской Аравии.

Но все это пока, по большому счету, дележ шкуры неубитого медведя.

Главную же, стратегическую, проблему взаимоотношений России и Афганистана ни Владимир Путин, ни Хамид Карзай в своих заявлениях даже не упомянули. Хотя она, безусловно, должна была витать в атмосфере визита: афганский премьер по дороге в Россию заезжал в Ашхабад, где вместе с туркменбаши заявил о необходимости строительства трансафганского газопровода из Туркмении в Пакистан. По оценкам экспертов, реализация этого проекта ежегодно будет приносить в бюджет Афганистана до 500 млн долларов. Но при этом он может лишить Россию тех миллиардов кубометров туркменского газа, которые закупаются ею для внутреннего рынка. Или резко поднять его цену - закрыть потребности российского рынка собственными силами "Газпром" не в состоянии.

Кому нужен Афганистан Обанкротившаяся американская компания Enron не только спонсировала президентскую кампанию Джорджа Буша, но и выделяла миллионы долларов движению "Талибан". Об этом написал две недели назад американский таблоид National Enquirer. Предметом переговоров был нефтепровод, который нефтяники хотели протянуть с территории бывших советских республик к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан. Цель - уменьшить зависимость США от Саудовской Аравии.

Проект трубопровода был предложен корпорацией Unocal, а Enron заплатила талибам, по словам неназванного сотрудника ЦРУ, более 400 млн долларов якобы за "анализ технического обоснования проекта". На самом же деле, утверждает журнал, "большинство этих выплат были взятками". В конце февраля Unocal объявила, что переговоры с потенциальными спонсорами о финансировании этого проекта возобновлены. Кроме того, о возможности его строительства упомянул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время своего недавнего визита в Индию. Проект трансафганского газопровода для Туркменистана также был разработан корпорацией Unocal.

21 августа 1998 года, на следующий день после ракетного американского "залпа возмездия" по лагерям бен Ладена, Unocal приостановила работу в Афганистане. "Компания примет участие в строительстве газопровода из Средней Азии лишь в том случае, если Афганистан добьется мира и стабильности, что необходимо для получения финансирования этого проекта от международных кредитных институтов, а также будет иметь правительство, признаваемое ООН и Соединенными Штатами", говорилось в официальном заявлении корпорации.

Уже в июне этого года, когда временная администрация Хамида Карзая уступит место первому конституционно созданному послевоенному правительству Афганистана, эти условия будут полностью выполнены. Правда, как только что продемонстрировала операция "Анаконда" в Пактии, для этой бочки меда есть и своя ложка дегтя - недобитые "бандформирования" талибов в горах на границе с Пакистаном.

Зачистка под трубопроводы В Москве считают, что нельзя допустить превращения Афганистана в арену столкновения интересов региональных и иных держав. Об этом перед приездом Хамида Карзая заявил журналистам официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. На что намекает Москва, догадаться нетрудно: речь идет о столкновениях интересов Вашингтона и Тегерана. Ведь Джордж Буш включил Иран в свою "ось зла" и предупредил, что в случае попыток дестабилизации правительства Карзая разберется с ним, "вначале дипломатически", а потом... Как потом, остается только гадать.

"Русские загнали администрацию Джорджа Буша в пат - с падением 'Талибана' Пакистан отрезан от Средней Азии. И до тех пор пока Северный альянс находится у власти, Россия будет сохранять контроль над лучшими трубопроводными маршрутами. Поэтому новому Шелковому пути предназначено превратиться в суперхайвэй для российских углеводородов" -так оценила в ноябре прошлого года Los Angeles Times путинскую политику в Средней Азии Пока же спецпредставитель США в Афганистане Залмей Хализад обвиняет Тегеран в поставках оружия в Герат и тренировках боевиков на северо-западе Ирана. Правда, при этом он признает, что у Вашингтона нет доказательств и его подозрения являются не более чем правдоподобной догадкой.

Тем не менее подозрительность Вашингтона понять несложно: объявив в свое время Иран страной-изгоем и всячески блокируя прокладку трансиранских трубопроводов и вообще выход иранских углеводородов на международный рынок, Америка не может не бояться ответной реакции. Ибо иранские фундаменталисты действительно могут с помощью моджахедов Исмаил Хана заблокировать прохождение туркменского газа через Афганистан еще на подступах к Герату. Тем более что им это будет выгодно и коммерчески - в начале года Иран достиг предварительной договоренности с Исламабадом о поставке газа в приграничные районы Пакистана. Кроме того, Исламабад согласился пропустить через свою территорию газопровод из Ирана в Индию, рассчитывая на потребление 30% газа, который будет по нему поступать. Каков теперь риск для туркменского газопровода, Залмей Хализад знает не понаслышке: в свое время он был советником Unocal, проводил оценку политических рисков ее трубопроводного проекта и даже положительно оценивал приход "Талибана" к власти. И для него европейские миротворцы в Кабуле и американские бомбардировщики над Афганистаном - почти бесполезные для ловли бен Ладена - нужны в первую очередь для зачистки и охраны территорий под трансафганские трубопроводы. В том числе и от исламских моджахедов Ирана.

Путинский "ответ Чемберлену" Приоритеты новой, путинской, политики России в области энергетической безопасности были сформулированы два года назад на апрельском заседании Совбеза РФ. На юге сложилась опасная для России дуга нестабильности. "Мы должны четко понимать, что интересы Турции, США, Великобритании в этом регионе не случайны, а мы ведем себя там неактивно", - заявил Владимир Путин на этом заседании. Поэтому Россия впредь не только не будет блокировать транзит нефти и газа из региона, но, наоборот, будет интенсивно строить необходимые для этого трубопроводы. Но только через свою территорию и с ограниченным присутствием иностранного капитала, превращая страны СНГ в своих союзников, - так был сформулирован алгоритм реализации новой политики.

Запуск трубопровода КТК на фоне так и не сдвинувшегося проекта Баку-Джейхан и строительство газопровода "Голубой ветер" в Турцию на фоне провала транскаспийского проекта туркменского газопровода стали наглядной демонстрацией успехов России. И хотя цены на нефть при такой политике "приоткрывания Каспия", естественно, будут падать, эта политика не только позволяет Москве сохранять контроль за трубопроводами и влияние в ближнем зарубежье, но и вынуждать ОПЕК к переговорам.

Однако трансафганские трубопроводы, рентабельность которых значительно выше транскаспийских, могут обрушить рынок. И не случайно в январе этого года, сразу после того как конференция стран-доноров выделила деньги на восстановление Афганистана, Путин предложил туркменбаши идею "евразийского газового альянса". Идею, поддержанную на последнем саммите СНГ, что зафиксировано в совместной декларации президентов России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана.

Создаваемый альянс не ставит целью регулировать мировые цены на газ, утверждает российский куратор каспийской проблемы заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный. Основной предпосылкой к его созданию является система советских магистральных трубопроводов; альянс, по идее, должен лишь научиться правильно управлять газовыми потоками. "Главное - понять, куда направить газ, где потребность в нем больше - в Европе или, к примеру, в Китае, Индии и других странах", - подчеркивает Виктор Калюжный. И, соответственно, начинать разрабатывать и подключать к трубе те или иные месторождения.

Однако до "Газпрома" новые веяния в Москве, похоже, еще не дошли - подписание межправительственного соглашения между РФ и Туркменистаном по газу отложено. Стороны традиционно не могут договориться о цене поставок. Ашхабад хочет получать 42 доллара за тысячу кубометров, "Газпром" предлагает 36.

Пока Ашхабад согласился лишь на годовой контракт в объеме 10 млрд кубометров, покупателем которых выступает "Итера"; газпромовская "дочка" согласилась на цену в 43 доллара, считая, что закупки туркменского газа на таких условиях рентабельны.

Вообще-то среднемировая экспортная цена на газ составляет около 100 долларов за тысячу кубометров, а Украине Россия продает его по 70 долларов - замещая при этом российский газ туркменским. Почему "Газпром" разрешает своей "дочке" то, что запрещает самому себе, не очень понятно. Но пока в Афганистане шла война, Москва могла позволить ему эту игру. Сейчас - уже нет. Дело в том, что, как уже говорилось выше, через три месяца в игру могут вступить американцы.

Вашингтон пока еще в пате "Русские загнали администрацию Джорджа Буша в пат - с падением 'Талибана' Пакистан отрезан от Средней Азии. И до тех пор пока Северный альянс находится у власти, Россия будет сохранять контроль над лучшими трубопроводными маршрутами. Поэтому новому Шелковому пути предназначено превратиться в суперхайвэй для российских углеводородов" - так оценила в ноябре прошлого года Los Angeles Times путинскую политику в Средней Азии. И несмотря на все развернутые здесь базы, Вашингтон из этого пата до сих пор выхода так и не нашел.

"С учетом повышенной чувствительности афганцев к иностранному военному присутствию при подходе к вопросу о пересмотре мандата МССБ (Международных сил содействия безопасности) надо проявлять должную осмотрительность", подчеркивалось в сообщении МИД РФ для печати. Хорошо известно, что афганский премьер выступает как ярый апологет расширения мандата МССБ. В то время как "повышенную чувствительность" к присутствию иностранцев демонстрируют представители Северного альянса - именно его министры контролируют силовой блок правительства, так что расширение мандата миротворцев автоматически ограничивает их сферу влияния. Поэтому увещевание российского МИДа защищало, скорее всего, именно их точку зрения; по личному приглашению Игоря Иванова и министр обороны, и министр внутренних дел Афганистана успели побывать в Москве как раз перед приездом афганского премьера.

Хамид Карзай привез с собой и нового посла Афганистана в России - Ахмада Зия Масуда. Фигуру знаковую - новый посол является братом убитого террористами за день до событий 11 сентября главнокомандующего войсками Северного альянса Ахмад Шах Масуда. Другими словами, силовики Северного альянса в правительстве Карзая - ее так называемая русская фракция - получили теперь и надежный канал связи с Москвой. Учитывая выдвинутые афганским премьером всего месяц назад, после убийства паломниками в кабульском аэропорту министра авиации и туризма, обвинения в заговоре в адрес нескольких высших генералов Северного альянса, подобная "неосмотрительность" премьера могла бы вызвать удивление.

Но не вызывает. Начавшаяся в пуштунской провинции Пактия операция против засевших в горах талибов все же вынудила американцев, нарушив неписанный афганский племенной запрет, призвать на помощь таджикские отряды Северного альянса во главе с Гулом Хайдаром, бывшим помощником легендарного Ахмад Шах Масуда. Позволив тем самым Пентагону вывести на отдых и переформирование те четыре сотни своих солдат, которые несли основную тяжесть боев против талибов. Другими словами, американцы по-прежнему нуждаются в помощи северян, и никуда от этого факта не уйти. Таков первый урок операции "Анаконда".

А второй урок заключается в том, что американцы так и не сумели лишить талибов массовой поддержки населения, а Хамид Карзай, являющийся, как и сам Захир Шах, представителем племени дюррани, так и не смог взять под контроль проживающие вдоль границы с Пакистаном племена гильзай, из чьих рядов вышло все высшее руководство "Талибана". А столица Пактии Гардез как раз считается местом, где представителей этого племени больше всего. Поэтому когда после разгрома талибов американцы прекратили бомбардировки Афганистана, они далеко не случайно сделали для Пактии исключение.

"Эта провинция ранее была тыловым логовом для 'Аль-Каиды' и 'Талибана', мы не имели здесь таких антиталибановских связей, как на севере или вокруг Кандагара, мы по-прежнему находим и бомбим здесь их технику и склады", - объяснял в начале января адмирал Джон Стаффлбим.

Однако сами гильзаи объясняли это по-другому. И после того, как американцы "по ошибке" разбомбили здесь автоколонну со старейшинами их племен, они потеряли доверие к правительству Карзая и выгнали назначенного им губернатора. Вот почему Пентагону пришлось так массированно задействовать здесь свои войска, а затем приглашать отряды Северного альянса; местной пуштунской милиции он просто не доверяет.

Поэтому американская газета несколько ошибается - это не Москва, а сам Вашингтон загнал себя в Афганистане в патовую позицию.

И если он не поостережется, то в недалеком будущем ему может грозить значительно более масштабная и опасная ловушка на Ближнем Востоке. Где роль Пактии - только в гораздо больших масштабах - может сыграть Ирак.

expert.ru

Предыдущая статьяСергей Иванов назвал "мифом" утверждения о содействии России Ирану в создании ядерных вооружений
Следующая статьяОправдание будущих войн