Комиссия Конгресса США обсудила положение в Центральной Азии
соб. инф., 23.03.02 (протокол совещания Комисии по безопасности и сотрудничеству в Европе на английском языке можно прочитать на странице: марта 2002 года в Вашингтоне было проведено совещание Комиссии по Безопасности и Сотрудничеству в Европе Конгресса США , т.н. Хельсинкской Комиссии, по вопросу политики Соединенных Штатов в Центральной Азии и ситуации с правами человека в этом регионе.
В последнее время страны центральноазиатского региона оказались в центре мировой политической жизни в результате террористических атак на США и начала антитеррористической операции международной коалиции, возглавляемой США, в Афганистане против талибского правительства Афганистана и боевиков террористической организации «Аль Каеда». Наращиванием американского присутствия в регионе уже после падения режима талибов на фоне выступлений некоторых представителей Администрации Президента и Госдепартамента официальный Вашингтон недвусмысленно демонстрирует намерение не ограничиваться ведением военной операции в Афганистане, а обеспечить налаживание перспективы реализации демократических перемен в странах региона, который «пользуется заслуженной репутацией «черной дыры» в правах человека». «Все, чему научились лидеры этих стран в период заката СССР, - сказал ведущий эксперт Американского совета внешней политики, бывший сотрудник Госдепартамента США г-н Уэйн Мерри, - это говорить по-горбачевски на Западе, поступая по-сталински у себя дома. Один из президентов США (Рональд Рейган - прим. «Гундогар»)) назвал СССР «империей зла» исходя не столько из имперского характера проведения его внешней политики, сколько учитывая методы проведения внутренней политики по отношению к своему народу. Нынешнему Правительству США следует признать тот факт, что как мы противостояли этому злу когда оно имело советское коммунистическое обличие, так и будем противостоять тогда, когда это же самое зло предстает как нео-советское, управляемое полуфеодальными режимами. Гражданские свободы, права человека, демократизация - это были просто лозунги времен холодной войны или мы действительно глубоко в них верим? Если мы действительно верим в них, то следует применять эти принципы по отношению к подобным режимам, вне зависимости от сроков проведения военной операции против терроризма».
Особенно тяжело, по словам г-на Уэйна Мерри выглядит ситуация в Туркменистане. «Туркменистан - худший среди худших. Я говорил об этом уже много раз и не хочу вдаваться в детали, - заявил политик,- само за себя свидетельствует стабильное обнищание населения страны при наличии огромного потенциала, нереализованного в результате маниакального стиля правления одного-единственного индивидуума, уверенного в собственном величии, чьи наклонности можно сравнить с наклонностями румынского диктатора Чаушеску, а то и Бокассы или Дювалье. Наибольшее беспокойство, с любой точки зрения, вызывают претензии Ниязова на статус духовного Пророка и пропаганда среди мусульман его письменных трудов, сравниваемых по значимости с Кораном, что является откровенным богохульством и, насколько мне известно, не имеет аналогов в исламском мире».
Много внимания уделилось также положению с религиозными свободами в Туркменистане. Уже в который раз было обращено внимание на тот факт, что в стране официально разрешены только две религии: суннитский ислам и православное христианство. Остальные религии находятся под строжайшим запретом властей. Принятый в 1997 году Закон Туркменистана "О религии" предусматривал обязательную процедеру государственной перерегистрации всех религиозных объединений, в результате чего, подавляющее их большинство лишилось возможности существовать на легальном положении. Как сообщила г-жа Нина Шеа, специальный представитель Комиссии США по религиозной свободе в мире, «констатируя вопиющие и систематические нарушения религиозных свобод в Туркменистане, Комиссия дважды, в 2000 и в 2002 годах, обращалась в Госдепартамент США с предложением отнести Туркменистан к «странам повышенного внимания» (Countries of Particular Concern) в соответствии с Актом о международной религиозной свободе 1998 года. Госдепартамент, тем не менее, отказывается принимать решение по этому вопросу, что особенно трудно понять, учитывая тот факт, что в ежегодном докладе самого Госдепартамента содержатся многочисленные утверждения постоянного ухудшения положения с правами верующих в Туркменистане».
Комиссии США по религиозной свободе в мире разработала ряд рекомендаций своему Правительству, в которых она рекомендовала приостановить все проекты помощи Правительству Туркменистана, кроме гуманитарных поставок, а также временно прекратить обмен официальными визитами между США и Туркменистаном до тех пор, пока в стране не будет наблюдаться улучшение ситуации с правами человека и религиозной терпимостью. Правительству США также рекомендовано точно указать качество и порядок мероприятий в Туркменистане, требуемых для восстановления экономического сотрудничества и сотрудничества по безопасности между США и Туркменистаном. Кроме этого, Правительству США предлагается поднять вопрос о ситуации в Туркменистане перед Комиссией по правам человека при ООН и инициировать проведение детального расследования органами ООН ситуации с религиозными свободами в Туркменистане.
Не обошли вниманием члены Хельсинкской Комиссии и недавнее письмо, адресованное в ОБСЕ представителями туркменской демократической оппозиции. В нем содержался призыв расммотреть вопрос о приостановлении членства Туркменистана, как страны регулярно нарушающей положения основополагающих документов организации. Отметив тот факт, что в практике ОБСЕ известен лишь один случай, когда страна лишилась членского статуса (Югославия в 1992 году), члены Хельсинкской Комиссии решили приложить определенные усилия к тому, чтобы убедить своих европейский партнеров максимально жестко и адекватно отреагировать на многочисленные факты нарушений, допущенных со стороны нынешнего правящего режима Туркменистана. С другой стороны, эксперты признают, что необходимого для лишения Туркменистана статуса члена ОБСЕ консенсуса достичь вряд ли удастся. Свое мнение по этому вопросу высказал также и г-н Уэйн Мерри, который, в частности, сказал: «Да, мы предполагаем, что вопрос о приостановлении членства Туркменистана в ОБСЕ может быть не решен. Но это само по себе не является поводом, чтобы не стремится к этому решению. Страны - отъявленные нарушители прав человека всегда отличались тем, что слабо реагировали на санкции против них. Эти санкции, тем не менее, должны быть применены, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к реально существующей проблеме».
В конце совещания выступил бывший советник-посланник посольства Туркменистана в США Чары Аннабердыев, которому правительство Соединенных Штатов предоставило политическое убежище, после того, как он открыто объявил о своем несогласии с политикой, проводимой Президентом Туркменистана С. Ниязовым и столкнулся с репрессиями со стороны туркменских властей по отношению к себе и своей семье, часть которой проживает в настоящее время в Ашхабаде. Г-н Аннабердыев поблагодарил членов Хельсинкской Комиссии - конгрессменов и сенаторов США, за то внимание, которое они уделяют положению в центральноазиатском регионе в целом и в Туркменистане в частности, а также за ту поддержку, которую участники совещания выразили действиям туркменской демократической оппозиции по стремлению к нормализации и стабилизации политической ситуации в регионе и созданиию в Туркменистане правового гражданского общества.
«Туркменским автомобилем сегодня управляет нетрезвый водитель. - подчеркнул г-н Аннабердыев, - Уговорить его остановиться невозможно. Нужно предпринимать активные действия, чтобы не допустить катастрофы с самыми серьезными последствиями». __________ gundogar.org