и афганское урегулирование Игорь Иванов
В мироощущении россиян Афганистан в силу многих причин занимает особое место. Это - не просто еще одно государство. Наши страны связывает богатая, порой драматическая история, которая и сегодня во многом предопределяет характер российско-афганских отношений. Возьмем, к примеру, вторую половину XX века. Бурное развитие советско-афганских отношений в конце шестидесятых-семидесятых годов позволило создать в Афганистане при нашем содействии около 140 промышленных и сельскохозяйственных объектов, многие из которых способны составить костяк возрождающейся афганской экономики. Почти 15 тысяч афганцев получили образование в учебных заведениях Советского Союза. В те годы сложились целые легенды об особых дружественных отношениях большинства афганцев с "шурави" (советскими).
Роковым стало решение руководства СССР в 1979 году напрямую вмешаться во внутриафганские политические процессы. В конце концов страна оказалась ввергнутой в кровавую междоусобицу, что открыло путь к захвату власти в Афганистане талибами. Их политика обернулась установлением средневековых порядков. Во всю мощь развернулось производство наркотиков, объем которых к 1999 году достиг уровня чуть ли не 400 тонн героина в год (75 проц. общемирового оборота).
При покровительстве талибов и при прямом участии международных экстремистских сил во главе с бен Ладеном на территории Афганистана была развернута целая сеть из лагерей и центров подготовки тысяч профессиональных террористов, в том числе из Чечни. Этими силами открыто провозглашался лозунг о создании "всемирного халифата", который должен был насильственно поглотить десятки государств, включая значительную часть российской территории.
Поэтому вполне естественной была поддержка Россией Объединенного антиталибского фронта, а затем активное участие в формировании антитеррористической коалиции после трагедии в США 11 сентября прошлого года. Эти шаги были продиктованы интересами нашей национальной безопасности.
Благодаря решительным коллективным действиям удалось в значительной степени нейтрализовать, хотя и не полностью уничтожить, исходящую из Афганистана угрозу.
Открылась возможность для возвращения афганского народа к нормальной жизни, возрождения его государственности и национальной экономики. Поскольку самостоятельно решить эти задачи афганцам явно не по силам, мировое сообщество проявило готовность прийти на помощь. Ведь от нормализации обстановки в этой стране в немалой степени зависит безопасность и благополучие не только самого Афганистана, но и региональная и международная стабильность.
Вот почему мы уделяем столь серьезное внимание возрождению политических процессов в Афганистане, формированию там таких структур власти, которые обеспечивали бы мирное развитие этой страны, последовательную демократизацию внутриафганского уклада жизни. Сегодня на повестке дня созыв Лойя Джирги - своего рода законодательной ассамблеи, которая должна сформировать представительные органы власти страны на ближайшие 18 месяцев. Для нас, разумеется, далеко не безразлично, какую позицию новое руководство Афганистана займет на российском направлении. Мы заинтересованы в том, чтобы между нашими странами складывались стабильные, дружественные отношения, позволяющие развивать взаимовыгодное сотрудничество во всех областях. В Москве к этому готовы. Именно этой цели были посвящены визиты в Россию главы временной администрации Афганистана Х. Карзая и других афганских руководителей.
Уже в первые дни после свержения режима талибов российская сторона предоставила Афганистану срочную гуманитарную помощь, что во многом способствовало предотвращению в регионе масштабной гуманитарной катастрофы. Готовы мы в перспективе оказывать практическое содействие в восстановлении афганской экономики, в том числе с учетом того, что многие объекты были построены там при содействии СССР. По договоренности с афганским руководством, ООН и заинтересованными государствами-донорами мы прорабатываем различные варианты российского участия в международных экономических программах на началах многосторонней кооперации.
В своих действиях в отношении Афганистана Россия руководствуется вполне конкретными и прагматичными соображениями стратегического, политического и экономического характера, которые, и это принципиально важно, во многом совпадают с реальными интересами самого Афганистана.
Игорь ИВАНОВ, министр иностранных дел РФ