отношений со "станами" Редакционная статья
05/10/2002 - Год назад лишь немногие могли догадываться, что в мае 2002 внимание американских стратегов будет сосредоточено на Центральной Азии. Однако на той неделе Казахстан и Туркменистан посетил министр обороны США Дональд Рамсфельд, проведя консультации с президентами этих стран и поблагодарив их за помощь, оказанную в войне против терроризма.
Туркменистан, граничащий с Афганистаном, стал каналом, по которому доставляются большие партии гуманитарной помощи, а военно-воздушные силы коалиции используют воздушное пространство Казахстана в сражениях против Талибана и Аль-Каиды. Один казахстанский аэродром может быть в скором времени превращен в военно-воздушную базу США для использования в чрезвычайных ситуациях.
Быстрого взгляда на карту мира должно хватить, чтобы понять, почему "станы" приобрели такую значимость в эти дни: как и Пакистан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан имеют общие границы с Афганистаном, а Кыргызстан и богатый нефтью Казахстан являются его ближайшими соседями.
Но у них есть и существенное различие с Пакистаном. Пять этих станов являются бывшими советскими республиками, претерпевающими сейчас разнообразные перемены переходного периода. Ни одна из этих стран не может быть названа демократией в полном смысле этого слова, и все они управляются бывшими партийными функционерами, каждый на свой лад практикующими политику (как бы это выразиться?) периодически просвещенного деспотизма.
В Казахстане, крупнейшей, наиболее процветающей и наименее авторитарной из этой пятерки стране, разрешена деятельность некоторых оппозиционных партий, есть слабый парламент, однако президент Нурсултан Назарбаев правит железной рукой, а коррупция распространена повсеместно.
Конечно, когда идет война, мы не очень обращаем внимания на подобные вещи. Вторая мировая война была выиграна в альянсе со Сталиным, убийцей миллионов эпического масштаба. И, нужно сказать, все эти страны осознанно выбрали сотрудничество с Соединенными Штатами и нашими союзниками по НАТО в борьбе с терроризмом. Они понимают опасность - не в последнюю очередь для собственной безопасности, - которую представляют организации типа Аль-Каиды и режимы, подобные Талибану.
Но не нужно обманываться. Они являются тактическими союзниками, а не стратегическими. Конечно, такие страны как Казахстан и Туркменистан могут дальше развиться политически, а демократия укорениться в той части мира, которая никогда не видела ничего подобного.
В этом случае министру Рамсфельду следует не только благодарить их за сотрудничество, но и слегка подтолкнуть с помощью завлекательного предложения: размеры американской помощи и инвестиций в будущем могут зависеть от реальных демократических реформ.
The Providence Journal 13 May 2002