без правил процветает
Улболсын КОЖАНТАЕВА
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ коалиции природоохранных групп служба рыбного и охотничьего хозяйства США обратилась с ходатайством в американское правительство о занесении белуги в список исчезающих видов рыб. На эту страну приходится 80% мирового рынка белужьей икры. Если экологи добьются "красной книги", импорт белуги из Каспийского региона, где она в основном и водится, может оказаться незаконным. Компании, входящие в Международную ассоциацию импортеров икры, опасаются падения своих прибылей и роста объемов поставок на черном рынке. Похоже, что проведенная весной операция "Бекiре-2002", о которой накануне широкомасштабно оповещали через СМИ, мало помогает в борьбе с браконьерами.
Между тем, по данным экологов, численность осетровых в последние годы сильно сократилась из-за избыточного лова. Объем только американского импорта икры разных типов на 2001 г. оценивается специалистами в $20 млн. По оценкам службы рыбного и охотничьего хозяйства США, нелегальная торговля белугой в 6 - 10 раз превышает официальные данные. Однако введение запрета, по мнению торговцев, не спасет белугу, потому что этот весьма доходный бизнес переместится на черный рынок, сообщает газета WSJ.
Повторение пройденного
В принципе, ситуация достаточно известная каспийским странам. Прошлогодней весной защитить исчезающий вид осетровых пытались европейцы. Они тогда оперировали тем, что если Россия будет ежегодно поставлять за рубеж черную икру на $30-40 млн., а браконьерским способом раз в 10 больше, через три - пять лет осетровые на Каспии могут исчезнуть. Тогда международные экологические организации, взявшиеся за охрану каспийских биоресурсов, подключили к делу Комиссию по международной торговле видами, находящимися в опасности (CITES). По решению CITES для 4 стран (кроме Ирана) были введены запреты на вылов осетровых. Потом их отменили, после того как страны добровольно решили отказаться от лова осетровых на Каспии до конца года. Наблюдатели же высказали мнение, что СЕР таким образом намеревалась предложить прикаспийским странам не только проекты по охране каспийских биоресурсов, но и совместный контроль за деятельностью всех стран на акватории Каспия. Как ни странно, ситуация может повториться так, что любая икра, попадающая на американский рынок из Каспийского региона, опять попадет в разряд браконьерской. Или совместно контролируемой?
Проекты и прожекты
Для сохранения популяции осетровых в советские времена были построены цеха по искусственному разведению мальков. Однако сегодня помимо борьбы с гребневиком и браконьерством в связи с активным движением судов и поисково-разведочными работами на Каспии усугубляется опасность экологических катастроф и заражения вод. Необходимы также новые предприятия и технологии по выращиванию мальков с переходом на выпуск товарной рыбы и икры. В прошлом году российский МИД официально информировал CITES о том, что Россия сама собирается разрабатывать собственные проекты по восстановлению популяции каспийского осетра. Однако европейские специалисты тогда достаточно скептически отнеслись к российским проектам по спасению осетровых. В Атырауской области также побывали европейские представители. Тогда местные чиновники обещали построить новый рыбозавод по выпуску мальков и товарной рыбы. Казахстанские специалисты совместно с астраханцами опробовали японский метод прижизненного извлечения икры. Строительство завода проектной стоимостью порядка $3-4 млн. планировалось за счет привлечения гранта компании Toyota и средств Банка развития Казахстана. А пока предприятие "Атыраубалык" является крупнейшим в республике по переработке рыбного сырья. Завод производит более 70 наименований рыбной продукции. Черная икра и рыба экспортируются также в Европу и США.
Проверки и результаты
В Казахстане по 7 трансграничным бассейнам, в том числе Урало-Каспийским НИИ рыбного хозяйства МОН РК, проводится экологический мониторинг, разрабатываются программы сохранения биоразнообразия и устойчивого использования ресурсов рыбопромысловых водоемов. В результате мониторинговых исследований экологического состояния водоемов собран фактический материал. Ихтиопаразитологическая ситуация рыбопромысловых водоемов изучается ветеринарным институтом. Определено видовое разнообразие паразитов и инвазионных заболеваний рыб на выростных и нагульных прудах. Установлено, что ряд видов из простейших являются возбудителями опасных инвазионных заболеваний рыб. Среди 5 государств каспийского региона наибольшие объемы добычи осетровых приходятся на Россию, и она, судя по прошлогодней эпопее запретов CITES, не готова мириться с тем, чтобы ее лишали экспортных доходов. Кроме того, Россия, а также Казахстан занимаются искусственным разведением мальков. Хотя запущенная в море рыба становится общим достоянием всей пятерки стран: рыбине маршрутный лист не выпишешь. В Казахстане, как сообщала пресс-служба МПРООС, с 25 марта по 25 мая 2002 года - период нереста в целях обеспечения охраны осетровых рыб в Урало-Каспийском бассейне Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК совместно с территориальными органами МВД и ТК МГД проводилась рыбоохранная акция "Бекiре - 2002". было создано 2 мобильные группы и 8 рыбоохранных постов. Со стороны министерства на проведение акции выделялось, по данным пресс-службы, порядка 4 млн. тенге. Согласно сводным данным, по итогам проведенных рейдов было задержано 1374 нарушителя и выявлено 1494 нарушения по охране рыбных запасов. Изъято 2205 единиц орудий лова, 200 единиц плавучих средств. Возбуждено 453 уголовных дела. Характер зафиксированных участниками операции в течение месяца фактов довольно пестр: нарушений незаконной добычи - 1287, хищения рыбы и рыбопродуктов - 126, незаконной скупки рыбы и рыбопродуктов - 104, фактов вывоза рыбы и рыбопродуктов - 21. За период проверки зафиксирован один случай контрабандного вывоза осетровой продукции. А в настоящее время белуга уже находится под защитой международного закона - Конвенции по международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. Конвенция требует от экспортеров получать разрешение, гарантирующее, что икра добыта по правилам. Какой будет эта процедура и как отнесутся к ней рыбаки, пока неизвестно. Ясно лишь одно, что икра без правил и разрешений находит путь к мировым рынкам, несмотря на преграды и контроль рыбных инспекторов. И этот бизнес остается очень привлекательным, хотя, возможно, и довольно рискованным.