против свободы слова
Свое сообщение я хотел бы начать с мнения моего хорошего друга, известного казахстанского политолога Нурбулата Масанова, который считает, что коррупция в Казахстане является "фундаментом государственно-политической системы". По мнению Масанова "на постсоветском пространстве, за исключением трех прибалтийских стран, за период после распада СССР был создан новый тип государства, основанный на тотальной коррупции. Его политической формой является президентская республика".
Действительно нужно признать, что коррупция, став всеобъемлющей, подмяла под себя всю политическую систему, поглотила ее, приспособила весь государственный механизм под себя, создала новые "правила игры" для граждан казахстанского общества..
Если на начальном этапе становления казахстанской государственности узурпация власти президентом, ликвидация реальных демократических механизмов создали основы казахстанской коррупции, то сегодня коррупция сама стала питательной средой авторитаризма Назарбаева и главной силой противодействующей демократическим процессам.
Известно, что демократическая политическая система и свобода слова являются реальным механизмом, позволяющим эффективно и действенно бороться с коррупцией. Поэтому единственный способ выживания и существования коррупционной системы - это ликвидация демократических принципов функционирования государства. Именно поэтому, по словам того же Масанова, "коррупция сама взяла под свой непосредственный контроль всю государственно-политическую систему".
Понятно, когда мы говорим о коррупции, мы подразумеваем механизм взаимоотношений между людьми в системе государственной власти. При этом имеются вполне конкретные носители идеологии коррупции в лице чиновников бюрократического госаппарата. Эти люди имеют свой личный интерес и этот интерес вполне материален. Применительно к Казахстану можно сказать, что теперь без личного интереса чиновников ничто уже не может в принципе функционировать в стране и коррупция стала движущей силой всей государственной машины.
В Казахстане создана наиболее типичная авторитарно-коррумпированная политическая система. Она имеет свою свою идеологию, социальную базу в лице широко разветвленного класса гос.служащих.
Так, например, суды в большинстве своем призваны разрешать споры между отдельными субъектами коррумпиитета. Но так как суд - лишь часть этой системы, то судит он, как правило, руководствуясь негласными правилами и нормами коррумпиитета. Суть этих правил - продажность решений, принимаемых государственными чиновниками.
Попросту говоря, коррупция, возведенная в ранг государственного принципа - это тотальная платность любых услуг в системе государственных отношений. Формально есть Конституция, законы, существуют нормативы и правила, регулируемые соответствующими подзаконными актами. Но фактически все это бутафория. Все законы элементарно обходятся, если заплатить людям ответственным за функционирование того или иного узла государственного механизма.
Взятка, мзда превратились в обязательный атрибут социальных отношений. Если вы признаете взятку как основу этих взаимоотношений, особенно в сфере отношений с государством, то вы органично входите в жизнь страны, общества. Если вы начинаете "бунтовать" против этих отношений, то вам уготована незавидная судьба - ходить по чиновничьим кабинетам до скончания века или подвергнуться административному прессингу.
Правоохранительные органы, призванные бороться с коррупцией, бдительно стоят на страже коррупционной системы. И суды, и полиция, как правило, оказываются на стороне тех, кто поступает «по понятиям» коррумпиитета и наказывают тех, кто стремиться жить в соответствии с действующими законами.
Показательно, что в Казахстане роль адвоката в судебных делах все больше сводится к посредничеству. Все больше в цене адвокаты-посредники, знающие как "развести" и кому сколько дать.
Особая роль отводится СМИ. Понимая важность СМИ в обеспечении идеологического обеспечения функционирования созданной политической системы правящий режим в лице президента Назарбаева и его Семьи провели «зачистку» информационного пространства страны от нелояльных ему масс-медиа. В итоге сегодня основные СМИ контролируются Семьей.
Провластная пресса в подавляющем своем большинстве лишь имитирует борьбу с коррупцией. Более того, эта пресса объективно выполняет функцию информационного обеспечения существования системы коррумпиитета. Все ее критические материалы, озвучивание предпринимаемых властями усилий по борьбе с коррупцией создают иллюзию не включенности государственной власти в коррупционную систему. Мол, коррупция существует сама по себе, а государственная власть сама по себе и при этом, якобы, власть активно борется с коррупцией.
В рамках этой схемы не возбраняется критиковать власть за невнимание к проблемам коррупции, за недостаточные усилия в борьбе с ней и даже за потворничество коррупционерам; Но самое главное в этом случае остается за кадром, то, что власть - это и есть коррупция, что всякая борьба с коррупцией - это есть борьба с нынешней системой власти. Совершенно очевидно, что вне власти нет коррупции и даже больше - вне коррупции нет власти.
Нужно признать, что с задачей оболванивания масс контролируемая властями пресса пока справляется. Еще есть люди, которые верят, что власть, если захочет, может легко победить коррупцию, что президент пытается с ней бороться, но его бестолковое окружение мешает ему в этой благородной борьбе.
Ссылки на то, что пресса полна сообщений о разоблачениях и наказаниях коррупционеров не могут служить доказательством того, что борьба с коррупцией в Казахстане ведется. Беспристрастный анализ этих сообщений показывает, что в подавляющем большинстве случаев за такого рода "разоблачениями" на самом деле стоят либо конкурентные разборки, либо клановое противостояние.
С другой стороны в стране существует немногочисленная оппозиционная пресса, подвергающаяся непрекращающимся нападкам со стороны властей. При этом необходимо отметить особенность, что в каждом конкретном случае власти как бы и не причем. Закрытие оппозиционной газеты "ДАТ" - решение суда. Расстрел фидера неудобного телеканала "ТАН" - элементарное хулиганство. Закрытие газет "Республика 2000", «Время по» - отказ типографий печатать. Поджог редакции газет "ХХ1 век" и "Республика", нападение на редакцию "СолДАТа" - опять хулиганы. Ну а то, что оппозиционные журналисты периодически подвергаются угрозам и нападениям - стало нормой.
В результате в стране практически не осталось нелояльных властям СМИ, способных информировать общественность о фактах коррумпированности казахстанских властей. Остатки инакомыслия выкорчевываются всевозможными способами.
Эта практика есть логический результат созданной президентом Назарбаевым коррупционной системы. Таким способом казахстанский коррумпиитет избавляется от опасных свидетелей его преступлений. Сегодня это целая армия чиновников всех рангов, кровно заинтересованных в отсутствии независимых, неподконтрольных СМИ и прилагающих все усилия, чтобы подавить остатки критики и инакомыслия в Казахстане.
Фактически правящий клан, внешне имитируя борьбу с коррупцией, на самом деле поддерживает ее через соответствующее законодательство и подзаконные акты, через культивирование патронатно-клиентных отношений и пренебрежение соблюдения прав и свобод человека. Более того, правящий клан сам попал в зависимость от порожденной им коррупции, став ее неотъемлемой частью. Теперь, в рамках системы круговой поруки, авторитаризм и коррупция заинтересованы во взаимном существовании и взаимном процветании. Порочный круг замкнулся.
Отсюда можно сделать несколько выводов.
1. Декларируемая режимом Назарбаева борьба с коррупцией - не более чем имитация процесса. На самом деле все это напоминает борьбу нанайских мальчиков. Чаще под вывеской борьбы с коррупцией организуются преследования лидеров оппозиции, которых объявляют коррупционерами и подвергают судебным преследованиям. Примером тому - процессы над Кажегельдиным, Жакияновым и Аблязовым.
2. Преследование оппозиционных журналистов, давление на независимые СМИ будет продолжаться: коррумпиитет не позволит существовать прессе, позволяющей огласку своих преступных действий и критику политической системы, обеспечивающей ему безопасность.
3. В силу притягательности Казахстана с точки зрения его богатых природных ресурсов западные инвесторы будут и дальше подпитывать финансово и лоббировать политически режим Назарбаева. В качестве примера можно привести лоббирование Назарбаева американскими нефтяными компаниями в США.
4. Система коррумпиитета будет совершенствоваться, приспосабливаясь к требованиям мирового сообщества. Режимы будут мимикрировать, находя более изощренные методы подавления инакомыслия, свободы слова. В этом плане казахстанские власти уже имеют определенный опыт. Создаются законы, формально провозглашающие демократические принципы, а на самом деле ограничивающие их. Таким является новый закон о политических партиях, исключающий возможность участия оппозиционных партий в легитимной борьбе за власть. Также власть ускоренно создает свои правозащитные организации и различные общественные советы. В качестве примера можно привести правозащитную организацию созданную под патронажем дочери президента и планируемое создание общественного совета по СМИ при президенте.
5. Любые попытки борьбы с коррупцией в рамках существующей политической системы обречены на провал. Созданная Назарбаевым политическая система, исключающая независимый суд, разделенность властей, свободу прессы, в принципе не может не порождать коррупцию. В этой связи все попытки ОБСЕ, Евросоюза, Госдепа США подвигнуть Назарбаева к демократизации политической системы -тщетны. Для президента Назарбаева и его команды движение в сторону демократии - это движение в сторону скамьи подсудимых. Трудно предположить, что он добровольно пойдет по этому пути. Скорее он будет следовать в обратном направлении. И то, что это действительно так свидетельствует вся 10-летняя история его правления: ситуация с правами человека и свободой СМИ в Казахстане несмотря на все усилия международного сообщества ухудшается год от года.
И последнее. Это не вывод. Это не совет. Это даже не предложение. Это скорее мысли вслух. Мне кажется, что для международных организаций, ставящих своими целями развитие демократии в странах Центральной Азии, настало время серьезно задуматься о тактике и стратегии их работы. Формы и методы, применяемые сегодня, к сожалению, мало эффективны, а порой дают обратные результаты, что мы и имеем в случае с Казахстаном.
Сергей Дуванов Ташкент 09 Oct 2002