Тегеран должен отзывать своего посла из Москвы?
В персидском языке есть поговорка, которую используют при приближении какой-либо опасности. Она гласит: "Не играй с хвостом льва". К югу от России располагаются земли, которые на протяжении 3 тыс. лет принадлежали или Ирану, или Российской империи, а затем Советскому Союзу, за исключением короткого периода, когда они были в руках монголов и их наместников. Эти территории имеют прочные связи с точки зрения культуры и истории с обоими великими народами, как российским, так и иранским. В странах, расположенных на этих землях, с точки зрения их этнических и языковых корней также можно ощутить влияние культур обоих народов.
Прочность связей с этими территориями обусловлена их геополитическим и геостратегическим положением на огромном пространстве между Индийским океаном, Черном морем и Балтией. Именно в силу своего географического положения страны, расположенные на этих территориях, опирались в основном на Иран на юге и на Россию на севере. Значимость этих прочных исторических и продиктованных разумом связей не может быть приуменьшена подписанием соглашения в области нефти, именуемого проектом Баку - Джейхан, или же несколькими другими межгосударственными соглашениями.
То, что сегодня происходит вокруг проблемы определения правового статуса Каспия, можно назвать периодом изучения вопроса о путях экспорта нефти из региона. Для окончательного решения этого вопроса в случае правильности всех сделанных прогнозов потребуются годы. В любом случае этот вопрос решится раньше, чем прекратится поставка нефти из Персидского залива и Ормузского пролива или же потребители лишатся доступа к природным запасам названного нефтяного региона. Этого не произошло даже в самые худшие времена иракской войны против Ирана, а позднее и против Кувейта.
Потребители, которые стремятся получить надежный доступ к дешевой нефти, и инвесторы, вкладывающие свои капиталы в разведку и добычу нефти, никогда не откажутся от богатейших запасов на юге, расположенных в открытом море и имеющих выход в мировой океан. Они не будут рисковать своими капиталами для достижения политических целей в Каспии, который всецело принадлежит России и Ирану.
Отстаивая свои национальные интересы, Иран по-прежнему продолжает настаивать на законности своих прав на получение доли в 50%. Иранская дипломатия не тратит силы на достижение краткосрочных целей. Ее внимание сосредоточено на основных долгосрочных целях.
В Иране знают, что с началом переговоров между Тегераном и Вашингтоном нефтяной вопрос в Каспии будет закрыт. Иранские специалисты уверены в том, что поставки нефти из восточной части Каспийского моря в Европу обойдутся значительно дороже и будут менее надежными по сравнению с ее транспортировкой через иранскую территорию. В этой связи убытки в первую очередь понесет Азербайджан, и возместить их будет очень трудно. В течение долгого времени Азербайджан был незначительной частью Ирана. С географической точки зрения он не имеет выходов на международные рынки. В самое ближайшее время он окажется проигравшим во всей этой игре. Россия не сможет поддержать Азербайджан. Не будет причин оказывать поддержку Баку и у американцев.
Раздавая большие авансы крупным зарубежным компаниям, бакинские лидеры надеются на то, что им удастся оказать давление на Тегеран. Вместе с тем, они играют интересами азербайджанского народа и впустую растрачивают наследство в области нефти, доставшееся им в результате распада Советского Союза.
Располагая значительными запаса нефти и газа на юге, Ирану в принципе нет нужды вести серьезную борьбу за каспийскую нефть. В то же время, если иранцы почувствует острую необходимость в нефтяных месторождениях в Каспийском море, то они ни за что не отступят от своего права на достойную долю.
Иранская дипломатия достигла определенных успехов в своих переговорах с Евросоюзом. В результате ее усилий министерство иностранных дел Англии было вынуждено считаться с Ираном на региональной дипломатической арене во время афганского кризиса. Оно вынуждено считаться с ним и сейчас, во время иракского кризиса. Экономические партнеры Ирана в Европе, Германия, Италия и Франции, ведут между собой серьезную конкурентную борьбу за свои экономические интересы в ИРИ. Европарламент открыто заявляет о том, что Иран является гарантом стабильности в регионе. Если посмотреть на положение в государствах вокруг Ирана, то становится очевидным, что перед ними стоят многочисленные проблемы: угроза войны, обременительные внешние долги, социальная и политическая нестабильность.
Неоднократно повторяемые притязания ОАЭ на три иранских острова в Персидском заливе - это результат внешнего давления на это государство. Эти притязания не подтверждены никакими документами. В то же время Иран обладает самым мощным флотом в Персидском и Оманском заливах. Именно этот флот 22 года тому назад в течение трех месяцев полностью уничтожил военно-морские силы Ирака. За последние два десятилетия ВМС Ирана получили в свое распоряжение самые современные средства ведения боевых действий, самую современную электронику.
Несмотря на весь свой значительный военный, политический и экономический потенциал, в течение последних десяти лет Тегеран сумел настолько улучшить свои отношения с Эр-Риядом, что эти два государства, скоординировав свои действия, не допустили в 2000 году во время кризиса ОПЕК распада этой организации и роста цен на нефть.
Такая политика Ирана, его общие интересы с мусульманскими и арабскими странами, поддержка, которую он оказывает народу Палестины в его борьбе с Израилем, - все это создает условия к союзу между Эр-Риядом и Тегераном, тем более что в последнее время отношения Вашингтоном и Эр-Риядом стали не такими теплыми, как в недалеком прошлом.
В этой связи можно сказать, что Тегеран имеет для всех чрезвычайно важное значение. Это отмечалось даже в статье г-на Лебедева. По-прежнему остается много неясного в отрывочных сведениях, представленных г-ном Лебедевым, не понятно, из каких источников он почерпнул свою информацию.
Высказывания о глубоком кризисе в министерстве иностранных дел Ирана, об отзыве посла, о решении меджлиса пригласить Камаля Харрази для обсуждения его деятельности вынуждают нас спросить г-на Лебедева, откуда у него такая информация.
Этот же вопрос был задан г-ну Раджабу Сафарову, на которого Лебедев ссылается в своей статье. Г-н Сафаров заявил, что возглавляемый им Центр не обсуждал данной проблемы с Лебедевым. Автор статьи привел лишь некоторые его высказывания по проблемам, связанным с Ираном, причем в сокращенном виде и в произвольной трактовке.
Г-ну Сафарову был задан также вопрос о его личном мнении по поводу точки зрения, изложенной г-ном Лебедевым. Он ответил, что в статье г-на Лебедева имеются некоторые достоверные факты и в то же время в ней много спорных тезтсов, по поводу которых он сам должен дать разъяснения.
Наконец, руководителю Центра изучения Ирана был задан следующий вопрос: "Можно ли предположить, что Ваш сайт в общем согласен с точкой зрения, изложенной в статье г-на Лебедева, если Вы перевели эту статью и разместили ее на своем сайте?". Д-р Раджаб Сафаров ответил: "Подобные слова в принципе не соответствуют политике нашего сайта. Иран.Ру - это информационный сайт. Наша задача состоит в доведении информации до сведения читателей. Мы несем ответственность только за свои собственные сообщения. Мы ежедневно ведем подбор информации из различных источников об Иране и сообщаем ее нашим читателям. Она в первую очередь касается отношений между Ираном и Россией, Каспийского моря и стран СНГ. К примеру, данный материал был отобран нами на сайте ЦентрАзия.Ру.
Согласны ли с Лебедевым другие сайты, газеты, радио и телеканалы, которые ссылались на его статью? Они выполняли свою задачу передачи информации. Наш сайт независимый. По поводу статьи Лебедева должен сказать, что 5 октября он связался с редакцией Иран.Ру и обратился с просьбой разместить его статью на сайте. Но Лебедев хотел, чтобы ему дали согласие на размещение его статьи в том виде в котором он прислал ее нам. Это противоречит нашей политике. Мы обязательно должны предварительно ознакомиться с материалами, которые публикуем от своего имени, и проанализировать их. Лебедева это не устроило, поскольку он хотел получит гарантию публикации его статьи в оригинале. Я думаю, возможно, он с такими же предложениями обращался к ив другие информационные агентства. Во всяком случае мы увидели его статью на сайте ЦентрАзия.Ру. Мне кажется, это именно та статья, о которой он говорил. Возможно, появится еще какая-то его статья".
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание слова г-на Сафарова, становится не совсем ясным, какие цели преследовал г-н Лебедев в своей публикации. Следует обратить внимание на то, что ирано-российские отношения за всю историю двух стран никогда не были на таком высоком уровне, как в настоящее время. Государственные лидеры Ирана и России выступают за углубление и расширение этих отношений.
Другие государства, в том числе страны Закавказья и Центральной Азии, должны учитывать реальное положение дел и прилагать усилия к тому, чтобы каспийский регион стал зоной дружбы, мира и взаимопонимания. Имеющиеся трудности можно преодолеть только совместными усилиями. При этом должны учитываться интересы всех народов. В первую очередь нельзя допустить вмешательства иностранных государств в дела региона. Иранские проблемы должны рассматриваться и анализироваться на основе реального подхода, без какой бы то ни было тенденциозности.
Григорий Шахназаров. Иран.Ру