Хитроумный шаг Туркменбаши /03 декабря 2002 года/
Недавно начальник отдела международной информации аппарата президента Туркмении Сердар Дурдыев открыто обвинил Россию в том, что она оказывала покровительство организаторам покушения на Сапармурата Ниязова. Остается один невыясненный вопрос, какую цель преследовали нападавшие или какую цель преследовал Туркменбаши, инсценировав покушение на самого себя. В пользу последнего говорят ряд высказываний бывших сотрудников спецслужб России. В частности, в интервью программы «Намедни» бывший начальник службы охраны президента Александр Коржаков заявил, что в случае реальной попытки покушения на жизнь президента, машина «Камаз» не должна была отрезать машины охраны, а таранить машину президента. Сомнительным является и тот факт, что, по словам того же Ниязова, он не слышал стрельбу и не заметил сам момент совершения нападения на его кортеж.
Возвращаясь к первому вопросу, следует отметить, что в Туркмении уже арестовано более 100 человек, которые являются родственниками по отношению к главным подозреваемым в совершении данного преступления. Это Оразов, Шихмурадов, Ханамов, Иклымов. В настоящий момент их нет в стране. Рассматривая их кандидатуры в качестве возможных кандидатов на пост главы государства, можно с уверенностью сказать, что ни один из них не подходит для этой роли. Во-первых, потому, что в глазах народа все они являются ворами государственной казны, а во-вторых, находясь за границей и имея большие счета, им, скорее всего, будет не до большой политики, хотя многие из них очень алчны. Уже давно ходят упорные слухи о том, что Вашингтон и Москва ищут замену для Туркменбаши. Каждая страна преследует свои цели, но все они едины в одном- взять под контроль пока неконтролируемую Туркмению.
В последнее время статьи о Ниязове стали частыми в американской прессе. Тон всех статей направлен на подготовку общественного мнения о необходимости сместить нынешнего президента. СМИ отмечают, что Туркменбаши подавляет демократию, его бред величия носит клинические формы и т.д. Помимо всего прочего Ниязов позволяет руководителям и их детям зарабатывать деньги, используя свои служебные положения. Иногда это «грязные сделки», а иногда и крупные взятки. Есть сведения, что некоторые из окружения президента занимаются наркоторговлей с соседним Афганистаном. Такое положение дел не может не волновать США, которые прочно осели в Центральной Азии везде, кроме Туркмении, которая придерживается нейтралитета.
Говоря о позиции России, то Москве также было бы выгодно сменить существующее руководство Турменистана. Ниязов очень неудобная политическая фигура для Кремля. Путину не удалось добиться соглашения по переделу Каспийского моря, благодаря все той же позиции Туркмении. Российский президент назвал Туркменбаши «плохим переговорщиком». Это и определило постепенное удаление от сотрудничества между двумя странами. Сразу после провала переговоров Россия провела широкомасштабные военные учения каспийской флотилии. Это событие не возымело должного воздействия на туркменского президента. Именно после этого в Кремле стали поговаривать о возможной смене лидера республики. Кроме того, Москва рассматривает свои стратегические интересы в газовом бизнесе бывшей союзной республики. Для России предпочтительнее, чтобы транспортировка туркменского газа происходила по северному маршруту, а не в Ирак или Афганистан. Сейчас туркменский газ, который поставляется в Грузию и Армению, идет через территорию России, и российская сторона получает соответствующую плату за транзит. В этом году Туркмения намерена экспортировать по газопроводу "Средняя Азия - Центр" 50 млрд. кубометров газа.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что одни из главных политических игроков Россия и США подумывают о замене Ниязова, а также ни один из подозреваемых в совершении попытки покушения, скорее всего, не имеет к ней прямого отношения.
Остается только один вариант- Сапармурат Ниязов сам инсценировал нападение. Сознательно идя на этот шаг, президент Туркмении преследовал сразу несколько целей. Во-первых, сегодняшнее нападение на президентский кортеж даст толчок новым репрессиям, направленным на безработных богатых казнокрадов и их родственников. Их количество постепенно перерастает критическую массу, их все больше и больше. Это создает реальную внутриполитическую угрозу режиму Ниязова, которую он не может не осознавать. Как свидетельствуют его бывшие соратники, нынешний президент в детстве очень боялся шпаны. Строя государственные институты он очень опасался преступных авторитетов, которые были независимы от власти и совершенно непредсказуемы. Было предложено завести на них уголовные дела и расстрелять всех, с чем Ниязов и согласился. Туркменбаши также боится и силовиков. Этому свидетельствуют недавние события захвата военнослужащими мирных жителей на западе республики. Заложников и военных расстреляли с вертолетов. Примечательная деталь- Ниязов только согласился с этим планом, который был предложен кем-то из силовиков. Нет никаких сомнений, что Туркменбаши будет руководствоваться в первую очередь чувством страха.
Во-вторых, это еще раз позволит нынешнему главе Туркмении постараться выбить для себя кое-какие дивиденды, как из России, так и из Америки. Объявив недавнее покушение как акт международных террористов, Ниязов автоматически становится в одну линию стран борющихся с международным террором, в которую уже вошли все государства Центральной Азии. Недавно Ашхабад посетили глава центрального командования ВС США генерал Томми Френкс и посол по особым поручениям, координатор государственного департамента США по вопросам содействия странам Евразии Уильям Тэйлор, которые вновь пытались договориться с Туркменбаши о более тесном сотрудничестве военных и сил безопасности двух стран. Москва всегда болезненно относилась к наращиванию военного присутствия США в бывших республиках СССР. И сейчас Кремль наверняка будет предпринимать конкретные шаги, как только почувствует, что наметилась тенденция сближения Ашхабада и Вашингтона. На этом фоне Туркменбаши может выторговать для себя ряд уступок, прежде всего в экономической сфере. Речь идет о цене за транзитный газ, которая не устраивает Москву.
Антон Андреев Точка зрение автора может не совпадать с мнением редакции