Иранские специалисты о правовом статусе Каспийского моря 15.12.2002
Корреспонденты ИСНА взяли интервью у специалистов и представителей университетских кругов, которые высказали свои мнения по проблемам Каспийского моря.
Специальный представитель России на переговорах по правовому статусу Каспийского моря Калюжный считает, что раздел дна моря должен осуществляться по срединной линии
Член комиссии меджлиса по вопросам национальной безопасности и внешней политике Мохаммед Киянушрад по поводу визита Калюжного в Иран и по поводу его предложений по правовому статусу Каспийского моря сказал следующее: «Как заявил Калюжный, Россия согласна с тем, что договоры 1921 и 1940 годов могут быть приняты за основу при рассмотрении вопроса об определении правового статуса Каспийского моря, однако эти договоры не охватывают все аспекты проблемы».
По словам Мохаммеда Киянушрада, Калюжный отметил, что названные договоры в основном касаются вопросов судоходства, рыболовства и использования воды Каспия. В них практически не затрагиваются вопросы месторождений под дном моря и добычи углеводородов. Если говорить об определении правового статуса Каспийского моря, то следует учитывать мнения и трех государств, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. Им следует предоставить возможность высказать свои аргументы. Эти недавно получившие независимость страны нуждаются в развитии, и для них имеют большое значение доходы от нефти. Новые условия должны приниматься во внимание, и с учетом этих условий следует определять правовой статус Каспийского моря. Калюжный в своем выступлении в меджлисе указал на соглашения, которые Россия заключила с Азербайджаном и Казахстаном, и по поводу южной части Каспия сказал, что если подобные соглашения будут подписаны между Ираном и названными странами и если все они заключат совместное соглашение, Россия будет считать это вполне приемлемым.
Как отметил далее Мохаммед Киянушрад, предложение Калюжного сводилось к тому, что раздел Каспия между странами должен производиться по срединной линии. С разделом моря на равные части между пятью государствами представитель России не согласен. Он считает, что должна быть определена срединная линия с учетом естественных условий. При этом может быть подписано соглашение о совместном использовании некоторых общих для всех стран районов. Ирану, как сказал Калюжный, следует учитывать то, что, во-первых, в договорах, подписанных в 1921 и 1940 годах в силу особых условий того времени ничего не говорилось о месторождениях под дном моря. Кроме того, в тот период еще не велась широкомасштабная разработка морских месторождений. Однако основная проблема состоит в том, что месторождения под дном моря в регионах, на которые распространялись положения ирано-советских договоров, существовали. Кроме того, даже если сегодня Россия и заявляет об образовании трех новых государств, то не следует тем не менее отрицать того факта, что Иран обладает решающим голосом. Без учета мнения Ирана четыре другие страны не могут определять правовой статус. По крайней мере при решении вопроса о правовом статусе голос Ирана должен учитываться наравне с голосами других четырех стран. В нынешних условиях разговоры о 50% месторождений Каспийского моря, видимо, не имеют реальных перспектив, однако в чем иранская сторона уверена, так это в том, что голос Ирана при определении правового статуса Каспийского моря должен быть таким же, как и у остальных четырех прикаспийских государств.
Мохаммед Киянушрад подчеркнул, что 15 государств, получивших независимость после распада СССР, согласились с тем, что все договоры советского правительства с другими странами остаются в силе. Таким образом, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан также должны действовать в соответствии с договорами 1921 и 1940 годов и считаться с интересами Ирана. Нельзя устанавливать такой правовой режим, который вызывает протест со стороны Ирана. На совещании в Ашхабаде была достигнута договоренность о том, что правовой статус Каспийского моря должен определяться с учетом мнения всех пяти стран. «Мы хотим получить справедливую долю в Каспийском море. Иранский народ ни под каким видом и ни при каких условиях не позволит нам игнорировать интересы Ирана в зоне Каспия. Россия и три получившие независимость государства должны иметь это в виду», - отметил Мохаммед Киянушрад.
Если в Каспийском море будет производиться раздел месторождений, это следует расценивать как шаг вперед по сравнению с прошлым.
Заведующий кафедрой международного права тегеранского университета д-р Юсеф Мулаи заявил, что если в Каспийском море будет производиться раздел месторождений, это будет отвечать интересам Ирана. Другими словами, если будет определяться доля от общего количества ресурсов Каспийского моря, то такой вариант может оказаться более благоприятным для Ирана, поскольку при заделе моря на нынешних условиях в той части, которая должна отойти Ирану, практически нет месторождений нефти и газа. Иран таким образом будет лишен каких-либо энергоносителей. Он получит некий объем воды и некоторую часть биоресурсов.
Как отметил д-р Юнес Мулаи, если раздел коснется месторождений, это станет более позитивным шагом по сравнению с прежним вариантом раздела, когда ресурсы энергоносителей не принимались во внимание, т.е. когда предполагался географический раздел по срединной разграничительной линии. При таком варианте Иран получит значительно меньше природных ресурсов. Однако если будет производиться раздел месторождений, это явится шагом вперед. Ирану следует поддерживать подобный раздел, конечно, при условии, если другие страны также согласятся с таким вариантом. При этом д-р Юнес Мулаи подчеркнул: «Хотя и в этом случае мы опять же не знаем, какая доля месторождений выделяется нам и как будет производиться раздел».
В соответствии с договорами 1921 и 1940 годов Каспийское море совместно использовалось двумя странами, Ираном и Советским Союзом, и практически было поделено пополам.
Профессор университета национальной обороны Саид Малек-заде отметил, что поскольку Каспийское море совместно использовалось Ираном и Советским Союзом, в случае, если какое-либо государство изъявит желание распространить свой суверенитет на ту или иную часть моря, тем самым оно предпримет шаг, противоречащий интересам Ирана.
Саид Малек-заде сказал: «Вначале Калюжный демонстрирует заинтересованность в совместном использовании поверхности моря. На следующий день он уже делит дно, а еще через день поднимает вопрос о тех ресурсах, которые находятся под дном моря. Все это противоречит национальным интересам Исламской республики Иран. Мое предложение состоит в том, что всеми вопросами Каспия должен заниматься единый совместный орган и каждая сторона должна получить свою долю. Необходимо, чтобы подобный орган действовал как единое юридическое лицо».
Отвечая на вопрос о тех пределах, в которых можно опираться на договоры, подписанные до распада Советского Союза, Саид Малек-заде сказал, что страны, получившие независимость после распада бывшего СССР, заявили о том, что они с уважением отнесутся ко всем обязательствам, которые взял на себя Советский Союз по отношению к другим государствам. Эти новые страны взяли на себя обязательство оставаться верными положениям договоров