"Туркосфера" как противовес Евросоюзу Такой вывод делают американские аналитики Р.ОРУДЖЕВ
Обозреватель американского агентства ЮПИ (United Press International) Джеймс Беннет выступил на днях с материалом по проблеме приема Турецкой Республики в члены Европейского союза. Европейские лидеры должны учесть старую балканскую пословицу, отмечает американец: "Не толкайте турка в разные стороны слишком часто: в конечном счете он разозлится, и вам не понравится то, что случится после этого".
Евросоюз снова "толкнул" турков в Копенгагене на прошлой неделе, и теперь есть вероятность того, что Анкара будет раздражена. Как ни странно, такая реакция в конечном счете может оказаться выгодна Европе, самой Турции, и даже Америке, если администрация Буша посчитает нужным воспользоваться преимуществами такого положения. Турция давно уже пытается войти в ЕС, европейцы же, отказывая ей, не могут тем не менее придумать убедительных причин для этого. "Они не хотят турков, хотя это рассеивает без следа их собственную самооценку как уникально толерантных людей", - считает американский аналитик. Турция уже и сама имеет многие из выгод, которые в прошлом потенциально ей могла принести только принадлежность к ЕС; турки эффективно ведут свободную внешнюю торговлю по большинству видов товаров с Европой, хотя для этого им и приходится соблюдать целый ряд соглашений с разными еврогосударствами. Согласно блоку решений ЕС, принятых в Копенгагене, Турции заявлено, что если к декабрю 2004 г., в этой стране произойдут достаточные изменения, организация назначит дату начала обсуждений по приему ее в ЕС. ЕС не пожелал устанавливать эту дату даже условно. Неудивительно, что турки не были взволнованы этим "прогрессивным решением", пишет журналист. Вопрос в том, что они предпримут в связи с этим. Наиболее интересный комментарий сделал турецкий лидер Реджеп Эрдоган как раз перед началом встречи в Копенгагене. Он сказал, что, если ЕС вновь отложит решение "турецкого вопроса", его страна обратится с запросом о вступлении в члены Североамериканского соглашения о свободе внешней торговли (NAFTA) для обеспечения своей стратегической и экономической безопасности. Основную проблему для Турции, по мнению обозревателя, представляет так называемое франко-немецкое ядро ЕС. Франко-немецкая ось, вместе с ее близкими континентальными соседями, формирует определенную область в организации, со своей позиции. Это - основа "евросферы". Основные нации, говорящие на английском языке, или "англосфера", формируют другой внутренний союз. Однако, предупреждает Беннет, имеется четкий потенциал и для формирования так называемой "туркосферы" в составе: Турции, Северного Кипра, Азербайджана, и тюркоязычных государств Центральной Азии. "Aнглосфера" могла бы содействовать более легкому решению вступления в ЕС, подобных турецкому, и послужить мостом между Западом ("евросферой") и стратегически важной "туркосферой" для дальнейшего продвижения ЕС на восток. Угроза Эрдогана присоединиться к NAFTA, может быть серьезной, а может быть и фактическим приглашением к началу процесса, который в итоге удовлетворит все стороны ЕС лучше, чем статус-кво, заключает обозреватель ЮПИ.
С точки зрения известного политолога, депутата ПАСЕ Асима Моллазаде, не стоит в данном вопросе говорить о какой-то угрозе. "То, о чем говорит г-н Беннет - создание более тесного взаимодействия тюркоязычных государств. Я считаю, этот процесс должен идти вне зависимости от того, вступит Турция в ЕС или нет. Это делать необходимо и обязательно, и это увеличит не только вес Турции, но и в значительной степени усилит молодые независимые тюркские государства". Вторым аспектом А.Моллазаде выделяет вопрос о том, почему все-таки некоторые страны ЕС остерегаются вступления в него Турции. "Лично я думаю, это обусловлено, с одной стороны, экономическими факторами. Например, во Франции, в направлении развития сельского хозяйства и экономики, действует серьезная протекционистская политика по отношению к ЕС. Даже Польша была недовольна теми квотами и требованиями, которые ЕС выставил в отношении ее аграрного сектора. Вступление в ЕС Турции, которая имеет очень мощную аграрную индустрию, в значительной степени пугает страны Европы, которые проводят протекционистскую политику в отношении своего сельского хозяйства". Еще один важный вопрос, препятствующий вступлению Турции в ЕС, заключается в том, что с вхождением 65-миллионной страны в это объединение значительно изменится соотношение сил в Европарламенте. "До сих пор в ЕС наблюдалось франко-германское доминирование, а с приходом Турции уже невозможно будет использовать Европарламент, как арену для скрытой антиамериканской пропаганды. Потому что будучи гораздо более лояльной по отношению к Североатлантическому альянсу, и прежде всего к США, Турция значительно изменит отношения в ЕС".
Кроме того, депутат ПАСЕ полагает, что к саммиту в Копенгагене "Турция в значительной мере выполнила те требования, которые были поставлены перед ней. Отныне государствам, препятствующим вступлению Турции в ЕС, будет гораздо сложнее выдумать какие-то новые требования, и объяснить свой отказ". Кстати, все это наносит урон только самому ЕС, считает Моллазаде. "В 2004 году Турция должна вступить в ЕС. В противном случае этот союз встретится с гораздо большим числом угроз политического и экономического характера, не только от самой Турции, но и от ее союзников".