Правосудие по-туркменски Пожизненное заключение под бурные аплодисменты Игорь Кожевин
Борис Шихмурадов, один из лидеров туркменской оппозиции, обвиненный в организации покушения на президента Ниязова, приговорен к пожизненному заключению. Чтобы суд мог вынести такой вердикт, Народный совет Туркменистана срочно внес поправку в Конституцию.
Народный совет Туркмении бурными аплодисментами отвечает на предложение применить к организаторам неудавшегося государственного переворота смертную казнь. Покушение на жизнь Сапармурата Ниязова называют преступлением против народа. На трибуну один за другим поднимаются представители разных слоев общества. Интонация и смысл их выступлений - одинаковы.
- Мы, представители образования, возмущены действиями этих людей. Нужно поступить с ними так, как делали наши предки. Надо закидать их камнями. И я готова бросить первый камень.
- Эти люди подняли руку на весь туркменский народ. Все выступающие здесь требовали для них смертной казни. И я тоже требую.
Требования смертной казни для преступников обращены, вероятно, прежде всего, к самому Ниязову. Суд свое слово уже сказал. 25 лет лишения свободы бывшим вице-премьеру Оразову, послу Ханамову и замминистра сельского хозяйства Ыклымову - заочно. Они сейчас не в Туркмении. Шихмурадов выслушал приговор лично. Бывший зампред правительства только четыре дня назад оказался в руках правосудия. Но решение уже принято. Оно не противоречит ни одной международной норме - утверждают в Туркмении. И в эфире государственного телевидения страны показывают, как выносился приговор.
Транслируется и признательная речь Шихмурадова. За несколько дней до ареста он говорил: сдаюсь, потому что хочу превратить трибуну суда в трибуну антиправительственного митинга. Но теперь он говорит совсем иначе: "Мы являемся преступной группировкой, мафией, среди нас нет ни одного нормального человека. Все мы - ничтожества".
После всего прозвучавшего в Народном совете решение об отмене моратория на смертную казнь в Туркмении выглядело бы вполне логичным. Но тут слово берет сам президент: "Ну, убьем мы их, и что изменится? Этим людям мало смерти, пусть всю жизнь сидят в заточении и мучаются. А отменять запрет на смертную казнь Туркменистан не может, потому что Туркменистан - цивилизованное государство".
Возражающих главе государства в трехтысячном зале нет. Все обвиняемые признаны врагами народа. Вердикт суда изменен - не 25 лет, но и не смертная казнь - пожизненное заключение. И теперь так будут караться все предатели Родины. Решение высшего представительного органа власти страны обжалованию не подлежит. После окончания заседания в зале длинная очередь с цветами - к Туркменбаши.