CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

nn.kz

Заложники «белого золота»

12 января 2003

Заложники «белого золота» Алексей Волосевич, Ташкент

Узбекские хлопкоробы получат возможность самостоятельно продавать половину собранного урожая хлопка по договорным ценам внутри страны или экспортировать его через торговые компании. На днях в СМИ Узбекистана было опубликовано специальное положение, утвержденное правительством, которое регламентирует порядок реализации хлопковолокна и другой хлопковой продукции, остающейся в распоряжении хозяйств.

Отныне право на торговлю хлопком будет принадлежать не только прежним агентам по продаже, но и товарно-сырьевым биржам, а также другим юридическим лицам, специализирующимся на торговле «белым золотом» с его последующим экспортом через аукционные торги компании «Узаукционсавдо». До сих пор экспортом «белого золота» занималось несколько компаний при Агентстве внешних экономических связей. Все закупки у хлопкосеющих хозяйств в обязательном порядке осуществляла государственная компания-монополист «Узхлопкопромсбыт», объединяющая 124 предприятия.

Согласно новому положению, реализация хлопкосеющими хозяйствами принадлежащей им доли волокна будет осуществляться по мере его переработки из сырца на предприятиях ассоциации «Узхлопкопромсбыт». Правда, эта самая доля будет определяться правительством после окончания уборки урожая и уточнения объема производства в республике. За проданный хлопок фермеры получат денежный расчет в национальной валюте - сумах по курсу Центробанка. Помимо вычетов затрат на реализацию продукции и комиссионного вознаграждения торговым агентам, выручка хозяйств еще немного «похудеет» - из-за множественных курсов валюты. Официальный курс доллара, по которому и будет производиться расчет, - 924,19 сума за 1 долл., рыночный же курс выше более чем на треть - 1350 сумов за 1 долл. Таким образом, только на разнице курсов крестьяне сегодня потеряют треть заработка.

Тем не менее если выполнение данных принятых решений не застопорится, как это бывает часто в Узбекистане, то даже это будет серьезным шагом в деле освобождения крестьян от полукрепостной зависимости. Ранее дехкане были обязаны сдавать большую часть собранного урожая государству по мизерным фиксированным ценам, которые само же государство и устанавливало. Например, в прошлом году госзаказ был установлен на уровне 50 проц. от планового задания, которое, как было всем очевидно, заведомо невыполнимо.

В этом году правительство, под давлением МВФ, определило величину госзаказа на уровне 50 проц. от фактически собранного урожая, а также на 58 проц. повысило закупочную цену. По подсчетам специалистов, теперь хлопкосеющие хозяйства смогут получить за сырье, которое они сдают по госзаказу, около 30 проц. от среднемировых закупочных цен.

МВФ и другие международные организации до сих пор остаются главными двигателями реформ узбекской экономики. Они давно «нажимают» на правительство Узбекистана с тем, чтобы оно наконец повысило закупочные цены на хлопок и ликвидировало монополию государства на его экспорт. Низкие закупочные цены, обязательный госзаказ, отсутствие свободной конвертации валюты и, как следствие, невозможность фермерам выгодно продать собранный урожай лишают их стремления вкладывать в производство денежные средства и труд.

Многие дехкане предпочитают во время сбора урожая наниматься на эту работу в соседние государства, где за нее платят щедрее. В 2002 году в Узбекистане собрано 3,2 млн. т хлопка, что на 80 тыс. т меньше, чем в 2001-м. А ведь на четверть валютные поступления республики складываются именно от экспорта этого товара - в 2001 году за границу было продано около 760 тыс. т хлопковолокна, что принесло бюджету страны 793 млн. долл., или 24 проц. от всех валютных поступлений.

Весной 2001 года правительство республики начало предпринимать меры по постепенному продвижению к полноценной конвертации и либерализации валютного рынка. Однако все лето и осень реформы в этом направлении двигались черепашьими темпами. Теперь и конвертация, и либерализация вновь отложены.

nn.kz

Следующая статьяВерховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали «Нельзя политизировать религию»