CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

АЗЕРБАЙДЖАН ВСТУПАЕТ В НАТО?!

19 апреля 2003

ВСТУПАЕТ В НАТО?!

В сенсационном заявлении Гейдара Алиева говорится, что страна делает все необходимое для вхождения в Альянс

Э.МАХМУДОВ

Этого заявления ждали давно. Одни с надеждой, другие бросая враждебные взгляды. Многие политики прогнозировали такой исход. Но до вчерашнего дня азербайджанское руководство по всякому отпиралось и отмахивалось от подобных высказываний, предположений, а тем более открытых заявлений. "Мы просто партнеры с НАТО", "Достаточно сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира"", "О вступлении в НАТО еще очень рано даже думать", "В этой организации никто нас с распростертыми объятиями не ждет": таким был лейтмотив заявлений официальных лиц, в том числе и президента Гейдара Алиева... вплоть до вчерашнего дня.

За такое поведение одни обвиняли азербайджанские власти в отсутствии целеустремленности, другие, наоборот, - в дальновидности, третьи - в беспринципности и непоследовательности, четвертые - в коварстве в отношениях с друзьями, пятые - в неумении в полный голос заявить о своих устремлениях из-за слабости собственных позиций и позиций страны: короче говоря, во всех мыслимых и немыслимых политических грехах, и наоборот. Одно время бытовало мнение, что и ратовавшего за интеграцию в НАТО бывшего госсоветника по внешней политике Вафу Гулузаде отправили в отставку именно за эту неуемную и неприкрытую демонстрацию внутренних и скрываемых от других устремлений руководства попасть под "североатлантическое крылышко"... Но обо всем по порядку.

Сенсацию, в излюбленном как всегда стиле, внезапно преподнес сам Гейдар Алиев. И сделал он это на встрече с находящимся в Баку президентом Комитета США по НАТО, автором "Проекта переходных демократий" Брюсом Джексоном.

Г.Алиев достаточно медленно подошел к главному, сообщив гостю, что "Азербайджан заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с НАТО и будет и впредь прилагать все необходимые усилия в этом направлении". А затем, что говорится, "выстрелил", отметив, что с 1994 года после присоединения к программе "Партнерство во имя мира" АЗЕРБАЙДЖАН БЕЗ ЛИШНЕГО ШУМА ДЕЛАЕТ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В НАТО, заинтересован в этом и сделал свой выбор.

Видимо, удовлетворенный тем, что ему удалось услышать открыто, да еще в присутствии журналистов от азербайджанского руководителя то, чего он публично еще никогда не говорил, Б.Джексон, отметив необходимость дальнейшей интеграции Азербайджана в евроатлантические структуры, подчеркнул готовность возглавляемого им комитета содействовать этому. Пойдя еще дальше, гость отметил, что вопрос о приеме Азербайджана и Гpузии в НАТО может быть рассмотрен уже в 2006-2007 годах. Он отметил, что в обеих стpанах пpоделана pабота, котоpая заложила основу для их пpиема в севеpоатлантический альянс.

В то же вpемя он подчеpкнул, что главными тpебованиями для кандидатов является веpность пpинципам демокpатии, пpоведение свободных выбоpов и боpьба с коppупцией. На что Г.Алиев ответил, что, независимо от членства в НАТО, развитие демократии и борьба с коррупцией являются основной задачей Азербайджана.

Вполне вероятно, что более детально данный вопрос стороны обсудили уже после ухода пишущей и снимающей братии.

Не менее интересными, как уже наверное знает наш читатель, были высказывания Брюса Джексона местным журналистам. Но, тем не менее, напомню его слова. Решения, принятые на Пражском саммите HАТО, открыли возможности для вступления в Североатлантический союз новых стран, отметил Б.Джексон. Он отметил, что ряд стран, в частности Грузия, Украина, Албания, Македония уже приняли стратегические решения о вступлении в HАТО. При этом Джексон подчеркнул, что "вопросы повестки дня следующего саммита HАТО, который состоится в июне 2004 года, могут стать реальностью уже 2006-2007 гг". Таким образом, Джексон дал понять, что колеблющимся следует поскорее сделать выбор, чтобы потом не опоздать. Как показала его вчерашняя встреча с азербайджанским лидером, Азербайджан уже трудно причислить к колеблющимся. Другое дело, насколько интенсивно отныне местные власти будут предпринимать конкретные шаги в данном направлении.

Но, если судить по конкретным позициям в некоторых вопросах, какие-то действия все же предпринимаются. В частности, Азербайджан оказался одной из немногих мусульманских стран, которые заявили о своей поддержке антииракской коалиции, вообще, и США, в частности. А ведь Америка является, так сказать, главной составляющей Североатлантического альянса. А теперь, как оказалось, азербайджанские власти всерьез вознамерились направить в Ирак своих военных - одно воинское подразделение - для участия в поствоенном восстановлении этой страны. Об этом вчера сообщил министр обороны Сафар Абиев на встрече с тем же Брюсом Джексоном. Абиев отметил, что Азербайджан движется по пути интеграции в Европу и Евроатлантические структуры безопасности. В этом смысле страна последовательно сотрудничает с НАТО. При этом он напомнил об участии Азербайджана в миротворческих миссиях в Косово и Афганистане.

Как видно, официальный Баку пошел-таки по пути, по которому уже идут два других его союзника - Грузия и Украина.

Вчерашние заявления Гейдара Алиева примечательны не только тем, что именно им было сказано. Его слова обозначили очередной резкий "поворот-оверштаг", как говорят моряки (то есть поворот в обратную сторону), во внешней политике. Совсем еще недавно всем начинало казаться, что официальный Баку вновь вернулся к своей старой системе внешнеполитического балансирования между Россией и Западом, даже говорилось о том, что политика азербайджанских властей скоро может стать более пророссийской, нежели прозападной, насколько это вообще возможно.

И в принципе, предпосылки к этому имелись: назревало начало стратегического партнерства Баку и Москвы в свете смены курса и определенного заметного потепления отношений после прихода к власти в России Владимира Путина. И прошлогодние встречи на высшем уровне с подписанием всевозможных очень важных соглашений, а также показавшийся многим столь же сенсационным факт подписания в феврале нынешнего года соглашения о сотрудничестве в военной сфере с Россией, многие считали таким же "поворот-оверштагом" во внешней политике Азербайджана. И еще до начала иракской операции никто и помыслить не мог о том, что Гейдар Алиев сделает-таки заявление о намерении Азербайджана вступить в НАТО.

Из имеющихся фактов можно сделать несколько, на мой взгляд, первоочередных выводов. Во-первых, налицо определенное метание в смене ориентиров, скорее всего вызванное отсутствием уверенности в том и другом партнере, как некоем полюсе, на который нужно ориентироваться.

Второй вывод напрашивается из первого: столь резкие смены настроений официального Баку вызваны неуверенностью в поддержке в периоды как предстоящих президентских выборов, так и во время возможной в дальнейшем "плавной" передачи власти Алиева-старшего - младшему. В-третьих, можно видимо с большой долей уверенности сказать, что Москва не оправдала всего спектра ожиданий бакинских верховодителей даже после тех многочисленных реверансов, которые были сделаны нами в направлении Севера.

В-четвертых, все это еще раз подтверждает высказывания политиков о том, что азербайджанские власти ныне находятся под определенным и сильным прессингом как со стороны Запада, так и со стороны Москвы. И опять же, судя по действиям официального Баку, давление первого скорее активное, тогда как Москва проявляет свое давление именно своей пассивностью, в то время как от России ждали намного более крепкого рукопожатия в ответ на протянутую руку.

Вывод пятый: скорее всего, после нынешних заявлений не избежать определенных резких шагов и высказываний со стороны Москвы. С Севера могут сгуститься тучи. Вспомните, какую реакцию вызвали в Москве, если не ошибаюсь, прошлогодние заявления Шеварднадзе о твердом намерении его страны вступить в НАТО. Шумиха в России по поводу этого не утихает до сих пор. Соответственно, такой осторожный в поведении и словах политик, как Гейдар Алиев, наверняка должен был очень крепко подумать и все взвесить, прежде чем делать подобные заявления. А это, в свою очередь, наводит на вывод шестой: Гейдар Алиев знал, что делает. Он прекрасно осознает, что любое заявление можно было бы потом сгладить, но только не такое. Ссылка на то, что журналисты неверно поняли и сделали не те выводы, будет звучать, ох, как неубедительно. А значит выбор окончательный сделан и поставлена если и не последняя точка, то уж точно не запятая.

Почему не последняя? Да элементарно потому, что наступил момент, когда начнется очередной виток политической активности Москвы по отношению к Азербайджану и его партнеру - Грузии. Нам нужно лишь немного подождать, чтобы увидеть какие именно тучи будут сгущаться на Севере и чем вся эта "пляска" закончится.

К тому же, не нужно забывать о том, какую резкую реакцию и на юге - в Тегеране - вызовет подобное поведение Баку. Если до сих пор худо-бедно удавалось "ублажать" южного соседа, то теперь уже он и без того слабую веру к нашим политикам потеряет окончательно. Ведь вокруг Ирана итак уже сжимается так называемое проамериканское кольцо: Афганистан и Пакистан с Востока, Ирак - с Запада, а теперь еще и до сих пор не внушавший иранским муллам доверия Азербайджан с Севера. Уж точно, Ирану будет не до смеха. Равно как и России, которую тоже обложили со всех сторон. Уже фактическая "потеря" Прибалтийских республик, в дальнейшем Украины, Грузии, а теперь еще и Азербайджана, также замыкает "евроатлантическую" дугу вокруг нашего северного соседа.

Что ж, поглядим, что из этого всего получится...

zerkalo.az

Следующая статьяКИЕВ УДОВЛЕТВОРЕН РАЗВИТИЕМ ПАРТНЕРСТВА С АШХАБАДОМ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ