"РИФ" против Бендицкого. Продолжение следует...
Немецкая Волна, "Фокус"
В четверг в Алма-Ате состоялось пятое судебное заседание по процессу «РИФ» против Геннадия Бендицкого. Напомню, что казахстанского журналиста судят по обвинению в клевете после того, как в газете «Время» появилась серия его статей о судьбе денег, выделенных их государственного бюджета министерству обороны на оплату определенных работ, связанных с военной техникой, в Украине и в России. Г. Бендицкий обнаружил, что эти деньги исполнителей работ за рубежом не достигли, а сама оплата проводилась не непосредственно, а через ЗАО «РИФ», в руководство которого входят высокопоставленные чиновники республиканского уровня.
С подробностями из Алма-Аты - Анатолий Вайскопф:
Предполагалось, что на пятом заседании Жетысуйского районного суда города Алма-Аты наконец-то будут расставлены все точки над «и» в деле Геннадия Бендицкого, обвиненного председателем правления акционерного общества «республиканский инновационный фонд» Асыгатом Жабагиным в клевете за серию публикаций в газете «Время». В отличие от предыдущих дней, на этот раз зал судебных заседаний был практически полон. Однако, вопреки ожиданиям, неожиданно для присутствующих судья Сергей Кишкинов объявляет о своем решении провести дополнительную филологическую экспертизу для выяснения, насколько статьи Геннадия Бендицкого соответствуют понятию «клевета».
Решение судьи Кишкинова сразу вызвало неоднозначную реакцию со стороны присутствующих в зале журналистов и международных наблюдателей, соответственно, было высказано несколько предположений о причинах такого поворота дел в судебном процессе. Наиболее часто фигурировали две версии случившегося. Первая - что судебное дело приняло новый оборот в связи с заявлением адвоката акционерного общества «РИФ» Анатолия Гинзбурга о перечисленных деньгах на финансирование неких политических процессов на Украине и потому необходимо посоветоваться с верхами. Вторая - что судье Кишкинову позвонили из Астаны и «попросили» затянуть на некоторое время весь процесс для выяснения истинной деятельности акционерного общества «РИФ». Дело в том, что накануне два депутата мажилиса Гани Касымов и Серикбай Алибаев сделали запросы на имя премьер-министра Казахстана Данияла Ахметова с требованием разобраться со случаем исчезновения бюджетных средств в сумме 5,5 миллионов долларов США описанного Геннадием Бендицким.
Необходимо отметить, что и для самого Геннадия Бендицкого решение о проведении филологической экспертизы оказалось полной неожиданностью. Вот, что он сказал в интервью корреспонденту «Немецкой волны»;
ГБ: Я не знаю, как это прокомментировать, потому что я очень удивлен. И я считаю, что все, что нужно было для суда, для того чтобы вынести решение, было собрано в течение этих 4-х заседаний. То есть, если речь шла о том, чтобы дело закрыть, его просто надо было не возбуждать. Потому что оснований для возбуждения не было по определению. И на сегодняшний день я считаю, что суду совершенно очевидно, что нет объекта преступления, нет субъекта преступления, нет умысла. Мне кажется, что просто тянут время. Может быть, чтобы утихли страсти, может быть, планируют, что сейчас интерес к этому процессу у общественности, у журналистов, у коллег, у политических кругов потеряется и как бы можно будет что-то решать, как-то спускать его на тормозах, как-то может быть в обвинительном ключе выводить
Надо сказать, казахстанские политики и средства массовой информации, словно спохватившись, заинтересовались делом Бендицкого. Свои взгляды на ситуацию, сложившуюся вокруг судебного процесса «РИФ» против Бендицкого опубликовали сопредседатель демократической партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев и директор международной общественной организации «Интерньюс» Олег Кациев. Так, например, Олег Кациев считает, что судебный процесс над Бендицким является ярким примером государственного давления на принципиальных журналистов, «после Сергея Дуванова это ещё один пример того, как власть расправляется с журналистами, используя уголовное законодательство», - отметил он. По всей видимости, согласен с таким мнением и Алтынбек Сарсенбаев, который высказал следующее мнение: «Всего два-три года назад за подобные серьезные аналитические статьи и журналистские расследования, какие ведет Геннадий Бендицкий, присуждались премии президента. А сегодня - судебный процесс. Видимо, это уже не тенденция, а диагноз». Кроме того, сопредседатель партии «Ак жол» дал понять, что по некоторым данным, действительно часть бюджетных средств, предназначенная для погашения долгов перед кредиторами, пошла на финансирование выборов в Украине. «Я обращаюсь к спикеру мажилиса господину Туякбаю. Необходимо исчерпывающее парламентское расследование этого факта. Это тот самый случай, когда мажилис не может молчать. Ведь на карту поставлен международный престиж страны», - сказал в одном из интервью Алтынбек Сарсенбаев. А вот, по словам министра иностранных дел Касымжомарта Токаева, информация о финансировании каких-то предвыборных кампаний стала для него полной неожиданностью, поскольку этого не должно было быть. Однако Токаев пообещал разобраться, где тут истина.
Между тем, редакция газеты «Время», где работает Геннадий Бендицкий, полностью поддерживает своего коллегу, и при этом уверена, что в действительности чиновники, фигурирующие в деле Бендицкого, делают все, чтобы отвлечь внимание общественности от истинного положения дел. Так в интервью корреспонденту «Немецкой волны» заместитель главного редактора газеты Марат Асипов отметил:
МА: Будем биться до конца за нашего журналиста, потому что, скажем, когда подавали в суд именно на журналиста, не на редакцию газеты, которая это опубликовала, хотя логично было бы там, на редакцию подать. Видимо хотели дать знак, чтобы мы испугались и открестились от него. Мы бьемся и будем биться до конца доказывая нашу правоту, тем более, что мы 100% уверены, что мы правы в этой истории абсолютно.
АВ: Во время 3 и 4 судебных заседаний адвокат Жабагина Анатолий Гинсбург заявил о том, что на самом деле деньги были перечислены на Украину, но по незнанию они были перечислены на политические процессы. На ваш взгляд все-таки дело идет о коррупции или действительно «Риф» не знал ничего о вот этих вот политических подоплеках?
МА: Трудно себе представить предпринимателей, в данном случае речь идет о предпринимателях, которые не знают, куда они перечисляют деньги и на что они перечисляют деньги. В этой истории так же вероятно, что это могло пойти на какие-то политические цели, но как мне кажется, здесь просто банальная коррупция, а все эти политические дела нужны для того, чтобы показать: вроде как о большой политике дело идет. Это большие дела, вам лучше туда не соваться.
В заключение хотелось бы сказать, что дата следующего судебного заседания пока не определена. И какими подробностями обрастет за это время дело Бендицкого, трудно предсказать. Однако один из представителей обвиняющей стороны предположил, что во всей этой истории ясно одно: «Республиканский инновационный фонд» кто-то подставил и, скорее всего эти лица находятся в непосредственной близости от высших эшелонов власти и в данной ситуации «РИФу» остается лишь защищаться.
В.Волков