16 January 2004
Неправительственная организация призывает Узбекистан освободить арестованного правозащитника
("Хьюман райтс уотч": "Закон советских времен о гомосексуализме использован против диссидента")
"Узбекское правительство должно немедленно освободить независимого журналиста и правозащитника Руслана Шарипова", - заявила 14 января работающая в Нью-Йорке правозащитная организация "Хьюман райтс уотч".
Опасения, изложенные "Хьюман райтс уотч", вторят выраженной представителями США озабоченности судьбой Шарипов, арестованного 29 мая 2003 года после его выступления против государственной коррупции и нарушений прав человека.
Посол СЩА Стивен Миникес заявил 2 октября 2003 года на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене: "Как и другие, мы обеспокоены тем, что дело против г-на Шарипова имеет политическую подоплеку. Повторяющееся совпадение, когда журналистов судят за преступные действия, создает подозрительную тенденцию, которую мы не можем игнорировать".
Кроме того, "Хьюман райтс уотч" призывает отменить закон, по которому изначально был арестован Шарипов: статью 120 советского закона, принятого в период сталинского запрета на гомосексуальное поведение.
Ниже приводится пресс-релиз "Хьюман райтс уотч":
Нью-Йорк, 14 января 2004 года. Узбекское правительство должно немедленно освободить независимого журналиста и правозащитника Руслана Шарипова, заявила сегодня "Хьюман райтс уотч". Организация также призвала Узбекистан отменить закон против взрослого гомосексуального поведения по взаимному согласию, использованный правительством для ареста Шарипова.
"Руслан Шарипов попал в тюрьму за выступления против государственной коррупции и нарушений прав человека, - заявила Рейчел Денбер, исполняющая в "Хьюман райтс уотч" обязанности исполнительного директора Отдела Европы и Центральной Азии. - Это позор, что он продолжает находиться в тюрьме".
В прошлом году узбекское правительство выпустило из тюрьмы четырех других правозащитников. Однако в декабре правительство разрушило надежды на освобождение Шарипова по президентской амнистии, несмотря на международное давление в пользу такого решения. Вчера исполнилось пять месяцев со дня его осуждения.
Шарипова арестовали 29 мая. В первые дни после задержания арестовавшие его работники правоохранительных органов угрожали Шарипову физическим насилием, включая изнасилование с применением бутылки. В письме, тайно переданном из тюрьмы, Шарипов подтвердил, что его пытали. До суда, состоявшегося 8 августа, Шарипов энергично отвергал все обвинения. Однако на суде Шарипов отказался от своего права на адвоката, заявил о своем намерении признать себя виновным по всем пунктам обвинения и попросил удалить из зала суда единственного стороннего наблюдателя на процессе - собственную мать. Все это вызвало опасения, что он действовал по принуждению. "Хьюман райтс уотч" призывает к независимому пересмотру всех обвинений против Шарипова.
13 августа Ташкентский городской суд признал Шарипова виновным по обвинениям в гомосексуальном поведении (статья 120 узбекского уголовного кодекса), половой связи с малолетним (статья 128) и вовлечении малолетних в "антиобщественное поведение" (статья 127) и приговорил его к лишению свободы сроком на пять с половиной лет. В сентябре после поданной апелляции этот срок был сокращен до четырех лет. Шарипов прибыл на слушание дела с заметными повреждениями на лице, вызвавшими опасения, что в тюрьме его били. Шарипов остается в тюрьме, где он подвергается риску пыток и плохого обращения.
В прошлом месяце "Хьюман райтс уотч" направила Президенту Узбекистана Исламу Каримову ходатайство, которое подписали более 650 человек со всего мира, с призывом отменить статью 120.
"Этот закон сталинских времен о гомосексуализме служит орудием мести за несогласие, вторжения в частную жизнь и достоинство взрослых людей, поощрения возмутительной дискриминации и ненависти, - заявила Денбер. - Дело Шарипова показывает, как легко можно использовать закон о гомосексуализме для очернения и преследования правозащитников".
Статья 120 нарушает основные права человека, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах, ратифицированном Узбекистаном в 1996 году. Комитет ООН по правам человека, следящий за выполнением Пакта, считает, что законы, предусматривающие наказание за гомосексуальные действия взрослых людей по взаимному согласию, нарушают установленные Пактом гарантии недискриминационного отношения и неприкосновенности частной жизни, и утверждает, что сексуальная ориентация является статусом, защищаемым от дискриминации статьями 2 и 26 Пакта.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: