[09.02.2004] КТО ЛУЧШЕ ДАЕТ ТАШКЕНТУ?
//GazetaSNG//
Алексей Матвеев
На днях недавно назначенный посол США в Ташкенте Джон Пурнелл опроверг появившуюся в некоторых американских СМИ информацию о том, что госдепартамент сократил объемы помощи Узбекистану. "Программы в этой сфере не менялись, хотя дискуссии на эту тему идут", - заявил дипломат на пресс-конференции в Ташкенте. Говоря об отношениях Вашингтона и Ташкента, Пурнелл сказал, что "США ведут широкий и активный диалог с узбекским правительством, основанный на рамочном соглашении, подписанном два года назад". Это всеобъемлющий документ, имеющий много целей. "По нему не все достигнуто, но работа идет", - подчеркнул посол.
О том, что американцы действительно заинтересованы оказании помощи Узбекистану и расширении с двустороннего сотрудничества, говорить не приходится. По словам американского посла, есть угроза терроризма и нужно предпринимать все меры для борьбе с ним. В том числе и помогая странам, которые находятся в этом регионе. По данным Госдепартамента США, Узбекистан занимает одно из первых мест среди стран СНГ, которым Вашингтон оказывает поддержку. В 2002 и 2003 финансовых годах такая помощь составила 420,3 млн долларов (252 млн дол. в 2002 г. и 168,3 млн - в 2003 г.). Эти цифры сопоставимы с бюджетными расходами Узбекистана на оборону. Хотя средств, которые тратятся на увеличение дееспособности узбекских вооруженных формирований, видимо, значительно больше. Ведь помощь США Узбекистану в основном шла на военные нужды - проведение антитеррористических мероприятий, оснащение войск и спецслужб бронированными автомобилями, боевой техникой, спецсредствами, средствами связи и т.п. Заметим, что со стороны России такого рода безвозмездная помощь не оказывается, и Ташкент получает от Москвы предметы военного назначения по мировым ценам.
Американцы, видимо, уверены, что своей финансовой поддержкой Узбекистану они помогают поддерживать не только его военную мощь (а, значит, бороться с терроризмом), но и обеспечивать социальную стабильность в стране. Ведь определенная часть американских денег тратится и на гуманитарные нужды. Скажем, в конце прошлой недели Агентство США по международному развитию (ЮСАИД) направило в Узбекистан первую в этом году гуманитарную помощь по проекту Хоуп "Здоровая семья" в размере около 3 млн долларов. Как сообщили в посольстве США в Ташкенте, "в составе гуманитарного груза - противогепатитная вакцина, лекарственные средства, медицинские препараты и оборудование". Проект охватывает Сурхандарьинскую и Кашкадарьинскую области Узбекистана, а также Хатлонскую область Таджикистана.
На первый взгляд, суммы, которые дают американцы, велики. Однако, если сделать пересчет на душу населения региона (около 4 млн человек), то получится, что помощь Вашингтона составляет менее 1 доллара на человека. Правда, Узбекистан заинтересован не только в помощи, но и в развитии инвестиций в экономику республики. А их, конечно, могло бы быть и больше. Но пока американцы действуют здесь осторожно. "Если мы хотим привлечь в Узбекистан американский капитал, то самое главное - изучить успех тех компаний, которые здесь уже работают. Когда любая американская компания увидит, что американцы могут работать здесь хорошо, без проблем, она, конечно, с удовольствием вступит на этот рынок, и инвестиции обязательно вырастут", - заявил Джон Пурнелл. Американо-узбекский товарооборот по итогам девяти месяцев 2003 г. составил 312,5 млн дол. , а за аналогичный период 2002 г. 404,6 млн долларов. Объемы экономического сотрудничества Узбекистана и России, как минимум, в два раза больше. Российские фирмы не боятся вкладывать в узбекскую экономику деньги, и, по предварительным итогам, товарооборот между двумя странами составил в 2003 году более 1 млрд долларов. Здесь, конечно, не учитывается так называемый теневой оборот денег. А он между прочим немаленький, поскольку сотни тысяч граждан Узбекистана трудятся в России, и заработанные деньги пересылают на родину.
Очевидно, что у Ташкента с Москвой существуют более тесные связи, нежели с Вашингтоном. Здесь речи идет не только о контактах экономических, а о социальных, культурных, исторических. Каждый американский доллар помощи Узбекистану проедается, а российские инвестиции, которые сейчас осуществляются, скажем, в энергоснабжение или нефтегазовом секторе, способствуют росту ВВП Узбекистана, увеличению количества рабочих места, а значит, служат развитию этой центральноазиатской республики.