Ниязов отдал приказ «Вольно»
PR|online
Культ личности - из той категории суждений, которые обычно выносят историки либо современники. Даже самый тоталитарный и единовластный правитель, наверное, не станет употреблять по отношению к себе и своему режиму это словосочетание, имеющее явно негативную окраску. Но ничто не стоит на месте: прогресс затрагивает вовсе не только демократические общества. И вот отец всех туркмен Сапармурат Ниязов уже предлагает свой, особый, взгляд на понимание культа личности.
25 мая жители Ашхабада, вышедшие на улицы своего города, заметили разительные перемены в его внешнем облике. Ночью с улиц туркменской столицы были убраны сотни портретов Туркменбаши, до недавнего времени украшавших фасады административных зданий, поликлиник и школ. Специальная команда рабочих справилась в кратчайшие сроки и демонтировала даже монументальную бронзовую статую вождя, стоявшую перед зданием МВД республики.
Логичное недоумение поспешил успокоить сам Ниязов, заявивший, что портреты и изваяния сняты по его собственному распоряжению. Особый же интерес вызвало объяснение, которое предложил общественности пятикратный герой Туркменистана и кавалер медали «Алтын ай»: по его собственным словам, он: устал от культа личности.
Иными словами, теперь наличие или отсутствие культа личности определяет сам президент. Более того, ему же суждено решать, когда наступает усталость от него, а когда время, наоборот, активно претворять эту модель в жизнь.
То, что Ниязов позволяет себе такие заявления и даже демонстрирует признаки некоторой самоиронии, говорит о небывалых успехах туркменского госаппарата в деле строительства пресловутого культа личности: культ личности в Туркменистане вышел на новую орбиту, недоступную властителям прошлого. Зачем президенту понадобилась такая черта имиджа и на кого она рассчитана, на внутреннюю аудиторию или на международное сообщество, - другой вопрос. В любом случае, у туркменского народа появился, пусть и необычный, но повод для гордости.