Туркменская высшая школа стала еще выше
Текст: Марина Лемуткина, Газета.Ru, 01 ИЮНЯ 14:52
В Туркмении больше не признают ни советских, ни российских дипломов. Очистившись от русской скверны, туркменское образование сможет подняться на небывалую высоту.
С 1 июня 2004 года в Туркмении вступил в силу указ Туркменбаши Сапармурата Ниязова, в соответствии с которым дипломы о высшем образовании, выданные за пределами Туркменистана до 1993 года, признаются недействительными.
Недостаточно хорошими для туркмен оказались не только советские, но и российские дипломы. Как подтверждает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в МИД Туркмении, еще с 1 января 2003 года там принято решение проводить процедуру признания зарубежных дипломов, полученных вне рамок межправительственных и межведомственных соглашений. Это значит, что признававшиеся ранее дипломы должны проходить повторную легализацию в соответствии со специально введенными новыми правилами «признания и определения эквивалентности иностранных дипломов».
В интерпретации МИД Туркмении эта процедура выглядит так: выпускникам российских вузов в обязательном порядке необходимо «заверить свой диплом в министерстве образования Туркмении, то есть отдать его на специальную экспертизу».
«Эксперты просто внимательно изучают документ, могут направить запрос в вуз на предмет того, действительно ли там учился этот человек, и потом легализовать диплом».
По словам источника из туркменского внешнеполитического ведомства, «в странах СНГ прошла волна создания разного рода коммерческих вузов, выдающих дипломы, но не дающих, по сути, никаких знаний», и проверка дипломов касается не только России. По его мнению, введение дополнительной легализации для нетуркменских дипломов ничем не чревато для их владельцев, «и никаких проблем не будет, если вуз нормальный».
Одновременно МИД Туркмении категорически опровергает сообщения о массовых увольнениях специалистов, имеющих дипломы российских вузов, и утверждает, что «эти слухи специально муссируются через СМИ нашими "доброжелателями" в кавычках - представителями так называемой оппозиции». В то же время, по данным информационной службы нью-йоркского Open Society Institute, занимающейся изучением проблем Центрально-Азиатского региона, обладатели советских и российских дипломов уже увольняются с государственной службы Туркмении.
Источники в туркменском МИДе склонны объяснять сложившуюся ситуацию тем, что между Россией и Туркменией до сих пор нет соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании. Однако, как разъяснили «Газете.Ru» в министерстве иностранных дел России, «мы с подобным предложением выходили, и мяч сейчас на туркменской стороне».
Последние решения туркменского руководства венчают целую систему ограничительных мер в области образования, считают аналитики Open Society Institute. По их данным, меры направлены на то, чтобы свести к минимуму влияние России и русского языка в стране. Практически все русские школы в Туркменистане уже закрыты, а за последние пять лет резко сократилось изучение русского и английского языков в учебных заведениях, преподавание ведется исключительно по-туркменски.
Со времени получения независимости в 1991 году система туркменского образования пришла в полный упадок. По словам бывшего министра иностранных дел Туркменистана Авды Кулиева, «дети продолжают учиться по учебникам, выпущенным еще в советскую эпоху, а школы начинают работу не 1 сентября, а 1 ноября, поскольку школьники заняты на уборке хлопка». Продолжительность школьного образования в Туркменистане снижена с 10 до 9 лет, сокращается и количество изучаемых предметов (в основном за счет иностранных языков, истории искусства и психологии).
Наконец, в 2003 году Ниязов ввел в стране платное высшее образование, сразу же ставшее недоступным большинству детей из семей с низким и средним уровнем доходов. Поставив одновременно под фактический запрет российские и советские дипломы, «отец всех туркмен» обеспечил ему полное отсутствие конкуренции, а своим «детям-туркменам» - полное отсутствие выбора.