CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

НОСТАЛЬГИЯ МОСКВЫ ПО СОВЕТСКОМУ ПРОШЛОМУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

2 октября 2004

EURASIANET 02.X.2004

НОСТАЛЬГИЯ МОСКВЫ ПО СОВЕТСКОМУ ПРОШЛОМУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

Ариэль Коэн Комментарий EurasiaNet

О встрече российского президента Владимира Путина 6 сентября, всего через несколько дней после трагедии в Беслане, с западными журналистами и экспертами написано немало. Однако от внимания многих обозревателей ускользнуло то, что Путин открыто поставил под вопрос правомерность существующих на постсоветском пространстве границ.

Главной мишенью этих высказывания является, несомненно, Грузия, в последнее время - первый оппонент Кремля. «Никто не спросил осетин и абхазов, хотят ли они оставаться в Грузии», - заявил Путин.

Это заявление - не просто политическая поза. По имеющимся данным, сепаратисты воюют российским оружием и в Абхазии, и в Южной Осетии. Сообщается, что на территории обоих регионов появились готовые вступить в бой добровольцы из числа казаков и жителей Приднестровья. Российские суда не спрашивая разрешения заходят в грузинские территориальные воды. В дополнение к этому Россия наделила российским гражданством большое количество абхазов и осетин, а с помощью экономических связей, через инвестиции и нелегальную торговлю, оказывает негласную помощь руководству этих сепаратистских регионов.

Политика Кремля в отношении Грузии может создать прецедент, применимый и к другим территориальным и пограничным вопросам, а также к проблемам национальных меньшинств, например, в Северном Казахстане, регионе, где проживает большое число русских, на русскоязычном востоке Украины и даже в Нагорном Карабахе. Во всех этих случаях границы могут быть пересмотрены через голову несговорчивых соседей, и это висит над последними наподобие Дамоклова меча. Именно по этой причине Москва поддерживает разного рода сепаратистов на всей территории бывшего СССР, от Приднестровского анклава в Молдове до Абхазии в Грузии и Нагорного Карабаха в Азербайджане.

Представители силовых структур, с которыми встретилась в Москве наша экспертная группа, отметили, что, хотя после распада Советского Союза прошло почти 13 лет, Россия до сих пор не обеспечила охрану границ с соседними государствами. «Мы даже не решили, что нам нужно - охранять границы Российской Федерация или [границы] бывшего Советского Союза», - сказал один высокопоставленный чиновник. Бесланская трагедия, которая произошла на территории Российской Федерации, способствовала тому, что российское руководство сосредоточило внимание на этом вопросе.

Похоже, что сегодня Кремль хочет вовлечь Южную Осетию и Абхазию в свою орбиту. Однако администрации Путина следует действовать осторожно, поскольку применение силы в отношении двух грузинских регионов может послужить укреплению позиций чеченского сепаратизма. Признание права осетин и абхазов на самостоятельность и отрицание такого права за чеченцами обнаружило бы лицемерие Кремля.

Слова и действия Путина в ответ на трагедию в Беслане почти не дают надежды на то, что в ближайшем будущем Россия сможет оказать противодействие угрозам-близнецам - сепаратизму и терроризму. Прежде всего, российский президент не желает признавать неверный шагов, которые сделала его администрация, хотя и признает ошибки, совершенные в советское время. Например, Путин заявил, что в силу советской идеологии реальные межнациональные конфликты подавлялись, и сегодня на территории бывшего СССР существует до 2000 таких конфликтов, находящихся в замороженном или тлеющем виде. Однако принятое самим президентом решение о назначении, а не выборах региональных губернаторов вряд ли поможет избавиться от этого советского наследия, доставшегося Российской Федерации. По сути дела, речь идет об отмене принципа национальной автономии, пережившего времена царской империи и принятого большевиками после революции 1917 г.

Слабость российской разведки и спецслужб, проявившаяся до и во время трагедии в Беслане делают вопрос о сотрудничестве России с Западом в борьбе с терроризмом решенным. И тем не менее Путин произносит длинную тираду о роли, которую в последние 25 лет играли Советский Союз и Соединенные Штаты, превращая Афганистан в прибежище террористов.

Путин пытается возложить вину за российские неудачи в Чечне на Запад. «Я следил за этим вопросом несколько лет и пришел к вполне определенному выводу», - сказал он. Западные державы заинтересованы в создании трудностей для России и поддерживают чеченский сепаратизм, стремясь сделать так, чтобы Россия была «полностью поглощена решением этой проблемы», считает Путин. Как США, так и Великобритания, сказал он, предоставляют чеченскими сепаратистским лидерам политическое убежище, а западные спецслужбы поддерживают контакты с чеченскими боевиками.

Путин осудил кошмарные обстоятельства, сопровождавшие депортацию чеченцев Сталиным 60 лет назад, и назвал первую чеченскую войну, развязанную в 1994 г. его предшественником Борисом Ельциным, «вероятно, ошибочной». Но как быть со второй войной, которую Путин начал в 1999 г.? Об этом он умолчал. Больше того, по его мнению, чеченская война никак не связана с захватом заложников в Беслане.

Сегодня Россия стоит перед мучительными проблемами в Беслане, в Чечне, на северном и южном Кавказе. Это трудные времена для России, ее соседей, ее президента и ее народа. Пока без ответа остается вопрос: способен ли Кремль избавиться от ностальгии по советскому прошлому? Способен ли он при этом признать право соседних государств на собственные границы? От этого зависит безопасность Евразии и самой России.

От редакции. Ариэль Коэн - доктор философии, научный сотрудник Фонда «Наследие» и автор книги «Российский империализм: развитие и кризис» (Praeger/Greenwood, 1998).

eurasianet.org

Предыдущая статьяКиргизстан - "избирательная депрессия"
Следующая статьяТуркменский прокуратор: штрихи к портрету Гурбанбиби Атаджановой