CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

dw-world.de

Интервью с С.Дувановым

18 октября 2004

Deutsche Welle, Хроника Центральной Азии / 17.10.2004

Интервью с С.Дувановым

В Варшаве завершило работу заседание Бюро по правам человека и демократическим институтам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Мы уже не раз сообщали о тех аспектах этого мероприятия, которые связаны с Центральной Азией. Сегодня мы продолжаем эту тему беседой с известным оппозиционным казахстанским журналистом Сергеем Дувановым, приглашенным на форум ОБСЕ.

Напомню, что Сергей Дуванов занимался журналистским расследованием коррупционного скандала вокруг высших руководителей страны - этот скандал получил название Казахгейт. (Слушания по Казахгейту должны начаться в январе будущего года в США. В США - потому что руководство Казахстана, по мнению следствия, замешано в получении миллионных взяток от западных, в том числе американских нефтяных кампаний в обмен на предоставление выгодных условий работы в республике. А пока главные обвиняемые - это лица, представлявшие интересы этих фирм в Казахстане). После опубликования ряда статей о Казахгейте Сергей Дуванов сам оказался объектом уголовного преследования со стороны казахстанских правоохранительных органов. Он был обвинен в изнасиловании и в январе 2003 года осужден на три с половиной года, несмотря на протесты международных институтов, заявлявших о грубейших нарушениях, допущенных органами власти в ходе расследования дела Дуванова и суда над ним. Два месяца назад журналист был условно-досрочно освобожден. Поездка на заседание Бюро ОБСЕ по правам человека - это его первая после заключения поездка за рубеж.

ВВ: Господин Дуванов, какова была цель вашей поездки в Варшаву?

СД: На Форуме ОБСЕ собираются известные провозащитники, юристы, журналисты, все те кто так или иначе связан с вопросами продвижения демократии в своих странах. Не знаю, какой принцип выбора существует у организаторов, но я приглашен сюда, чтобы рассказать о ситуации со средствами массовой информации в Казахстане. Чем, собственно, я здесь и занимался.

ВВ: Какой отдачи после ваших выступлений Вы ожидаете от ОБСЕ?

СД: Это достаточно воспитанные люди и, как мне показалось, они с большим вниманием выслушали и мои соображения и мнения моих коллег, которые приехали со всего постсоветского пространства, а также из Европы. Я не знаю, насколько серезно это внимание. Откровенно говоря, больших результатов мы не ждем. Это скорее обмен мнениями и задел на более отдаленную перспективу.

ВВ: Заседание БДИЧ ОБСЕ проходило непосредственно после парламентских выборов в Казахстане. Сама Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе давала несколько противоречивые оценки этих выборов и непосредственно перед голосованием и сразу после него. Обсуждалась ли эта тема в Варшаве?

СД: Это обсуждалось в тех выступлениях, которые звучали на форуме. И в моем и в других выступлениях указовалось,что в связи с подготовкой к выборам была неровноценность в освещении предвыборных программ тех или иных кандидатов от власти и от оппозиции. Безусловно, это нашло свое отражение в выступлениях. Другое дело та оценка , какую дает выборам ОБСЕ в своих отчетах. Здесь звучало очень много критики, в частности, по выборам в Казахстане, потому что в предварительном отчете ОБСЕ прозвучала формулировка, что эти выборы можно рассматривать как очередной шаг в движении к демократии. А уж потом критика. Это традиционная формулировка, которая, как мне кажется, основана на принципе, чтоб были и овцы целы и волки сыты. Вот это и обсуждалось здесь, и было высказано много нелестного в адрес ОБСЕ. Хотя, конечно, им пришлось услышать и много приятного, потому что шел разговор и о той помощи, которую они оказывают.

ВВ: Как власти Казахстана отнеслись к вашему намерению выехать за рубеж, на мероприятие ОБСЕ?

СД: Мне нечего предъявить властям в качестве претензии, потому что все идет в соответствии с законом. Я как человек, находяшийся на условно-досрочном освобождении, имею право передвигаться свободно, что собственно и произошло. Я свободно покинул аэропорт Алма-Аты, вылетел в Варшаву.

ВВ: Намерены ли вы снова заниматься освещением Казахгейта?

СД: Во-первых, я хотел бы уточнить, что не уместно говорить о продолжении , потому что я не прекращал работу. И то, что я находился в заключении, не свидетельствует о том, что я прекращал работать над этой тематикой и писать статьи. Более того, я, находясь в заключении, написал гораздо больше статей. Другое дело, что не все они были опубликованы по ряду причин, но это отдельная тема. Отвечая непосредственно на ваш вопрос, могу сказать, что я пишу именно о том, о чем и раньше писал. В том числе - о проблемах Казахгейта и о ситуации в стране, находящейся под режимом господина Назарбаева. То есть я не изменился, не изменилась тематика моей работы, все остается так, как было.

ВВ: Но ведь за время, которое прошло со времени опубликования ваших известных статей о Казахгейте, как, к примеру, «Молчание ягнят», в самом ходе этого расследования многое изменилось. Сейчас все ждут, какое решение по Казахгейту примет суд в Нью-Йорке. Как Вы оцениваете эту динамику?

СД: На самом деле действительно много изменилось в этой ситуации, но я твердо придерживаюсь точки зрения, что, независимо от результатов судебного процесса, который идет в Америке, вина тех людей, которые подозреваются в присвоении государственных денег, лично для меня и для каждого гражданина Казахстана доказана. При чем здесь американский суд? Мне очень не нравится подход, что все будет зависить от решение суда. Нет, есть документы, потдверждаюшие, что на швейцарских счетах президента страны находятся деньги, которые перечислены американскими нефтянниками за использование казахстанской нефти. Более того, с этих счетов они проплатили свои личные нужды. Что еще здесь нужно доказывать?! Для граждан Казахстана очевидно уже, что, так сказать, преступление состоялось.

В.Волков

dw-world.de

Предыдущая статьяСтраны ЦАС считают РФ гарантом в разрешении возможных конфликтных ситуаций - президент Узбекистана
Следующая статьяРоссийская база в Таджикистане открыта