Избирательная арифметика и избирательная география
Аждар КУРТОВ, Центр "Новая политика", 26.10.2004
Афганцам понадобилось почти три недели, чтобы определить победителя президентских выборов. 24 октября, после того, как были подсчитаны 94,5 % избирательных бюллетеней главный соперник Хамида Карзая - Юнус Кануни был вынужден признать свое окончательное поражение и публично выразил готовность согласиться с результатами голосования 4 октября.
Этнический таджик Кануни еще в день голосования возглавил демарш конкурентов Карзая, выступивших с идеей снятия своих кандидатур в знак протеста против массовых нарушений хода голосования. Этот скандал, получивший название "чернильного" из-за некачественных чернил, предназначенных для маркировки пальцев проголосовавших афганцев и, как оказалось, довольно просто стиравшихся без следа, некоторое время еще был в центре внимания прессы. Но он, безусловно, не мог заставить представителей властных структур США и их союзников по антитеррористической коалиции отказаться от идеи завершения демократического эксперимента в Афганистане. Ведь слишком многое было поставлено на карту.
Официальному Вашингтону крайне важно было продемонстрировать всему миру и особенно американскому избирателю, что политика президента Буша логически успешно завершилась передачей власти в Афганистане всенародноизбранному лидеру афганской нации. Да и бойкот выборов расценивается на Западе, в том числе в структурах ОБСЕ, как акция, которую не следует приветствовать.
Для победы в первом туре кандидату на пост президента Афганистана необходимо было заручиться поддержкой более 50 % граждан, принявших участие в выборах. Из уже подсчитанных бюллетеней следовало, что Хамид Карзай набрал 55,3 % голосов, тогда как Юнус Кануни - только 16,2 %. То есть Карзай фактически одержал победу над своими конкурентами. И поэтому его соперникам ничего не оставалось, как признать этот очевидный факт. Но, как публичные политики, они постарались сделать это в присущей им манере, то есть, с элементами собственного пиара. "Мы согласимся с результатами выборов, поскольку мы не хотим ввергать страну в кризис", - заявил представитель предвыборного штаба Кануни Сайед Хамид Нури.
С избирательной арифметикой, тем самым, в принципе в Афганистане разобрались. Но есть еще и избирательная география. И в этой области далеко не все так безоблачно. Дело в том, что подсчет голосов избирателей по регионам Афганистана выявил, что Хамид Карзай не получил поддержки в северных провинциях страны - зонах проживания этнических меньшинств.
Если в провинциях на юге и востоке Афганистана за Карзая голосовало почти 90 % избирателей, то на севере - лишь единицы. А это означает, что Карзай не может считаться полноценным общенациональным лидером. Пока этот очевидный раскол в предпочтениях избирателей интересен лишь с социологической точки зрения, но в будущем он может стать головной болью политиков. Ведь новому президенту будет очень трудно управлять страной, зная что в ряде регионов граждане фактически держат "камень за пазухой". Рано или поздно это скрытое недовольство может вырваться наружу.
Пока же новый президент после оглашения официальных итогов состоявшихся выборов должен будет назначить в течение месяца кабинет министров и губернаторов во все 34 провинции Афганистана. Вероятно, Карзай использует это свое конституционное право для того, чтобы сгладить досадные трещины в избирательной географии. Раздача должностей в придворном диване и выдача фирманов на вотчины - веками применялась на Востоке в качестве эффективного инструмента укрепления власти шахов и султанов. Не избежать этого, вероятно, и демократически избранному афганскому президенту.
От того, насколько тонко и дипломатично Карзай проделает эти назначения, будет в немалой степени зависеть и избирательная кампания в Национальную ассамблею, намеченная на апрель-май 2005 г. В любом случае Афганистану предстоит еще очень долгий путь по отстраиванию современных государственных институтов власти, залечиванию многочисленных ран, нанесенных не одним десятилетием гражданских войн.