CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

rgz.ru

Радиационная лихорадка под боком у России

31 октября 2004

Радиационная лихорадка под боком у России

Николай Орлов, РОССIЯ

Директор Института радиационной безопасности и экологии Национального ядерного центра Казахстана Лариса Птицкая призвала срочно создать радиационную службу спасения на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне, расположенном на Востоке Казахстана. Необходимость создания такой службы она объясняет тем, что местные жители извлекают кабель и трубы, находящиеся на территории полигона, с целью дальнейшего использования и продажи. Искатели металлов даже вскрывают и демонтируют ядерные скважины, что повышает угрозу радиационного заражения окрестной местности и населения.

Опасное наследство СССР

Не каждому "кладоискателю" на Семипалатинском полигоне везет. По словам Ларисы Птицкой, многие грабители получают травмы и погибают в результате различных происшествий. А проведение регулярных рейдов полиции на полигоне практических результатов не дает, так как патрульные службы не обладают правом запретить вывоз груза с территории полигона.

Семипалатинский ядерный полигон является самым экологически опасным местом на всем постсоветском пространстве. За время действия этого полигона с 1949 по 1989 год здесь было произведено 500 испытательных ядерных взрывов. Официально полигон был закрыт в 1991 году указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а в 1992-м на базе уже бывшего полигона был создан Национальный ядерный центр.

Однако специалисты считают, что, несмотря на то что ядерный полигон давно закрыт, последствия ядерных взрывов в Семипалатинске будут сказываться еще не одно десятилетие. Причем бывший полигон несет серьезную угрозу для экологии не только Казахстана, но и всей Центральной Азии. В связи с этим в конце прошлого года правительство Казахстана выделило 50 млн. тенге (около 370 тыс. долл.) для изучения радиационной безопасности полигона. Для реализации этой задачи даже принята национальная программа "Обеспечение радиационной безопасности Семипалатинского полигона", рассчитанная на пять лет. Реализация этой программы поручена тому Институту радиационной безопасности национального ядерного центра Казахстана, который сегодня предлагает создать радиационную службу спасения на бывшем ядерном полигоне. Первый этап этой программы начался в нынешнем году и предусматривает принятие мер по предотвращению дальнейшей бесконтрольной хозяйственной деятельности на территории полигона. Хотя сам полигон официально закрыт вот уже 13 лет, его границы открыты по сей день и контроля за передвижением по территории полигона так и нет.

Радиоактивное кладоискательство

Все это результат того, что после закрытия полигона его территория была передана в хозяйственное пользование акиматам (исполнительная власть) прилегающих областей, каждый из которых по-своему распорядился доставшимся им наследством. Одни позволили жителям своих аулов использовать землю в качестве пастбища для скота. Другие оказались более проворными и открыли мелкие частные предприятия по добыче соли, полезных ископаемых, каменного угля и т.д., и вся эта производимая продукция поставляется не только Казахстану и республикам Центральной Азии, но и России. Причем единицы из предприятий, работающих на бывшей полигонной территории, имеют лицензионное право на работу. Поэтому работающие здесь фирмы вовсе не соблюдают правила техники безопасности. Это прежде всего касается тех, кто собирает металлолом, оставшийся после ядерных испытаний, и сдает его в пункты вторсырья.

Теперь, согласно национальной программе "Обеспечение радиационной безопасности Семипалатинского полигона", работа всех предприятий будет сопровождаться так называемым пылеподавлением, то есть орошением водой, чтобы ветром не разносилась пыль за пределы полигона. Будет установлен жесткий контроль над тем, чтобы зараженные радиацией предметы, одежда и материалы никем не выносились за пределы территории полигона. Дело в том, что сегодня, чтобы достать медный провод из использованного кабеля, люди разжигают костры, кладут туда кабель. Там пластиковая оплетка сгорает, а оставшуюся медь заготовители везут на пункты сбора металлолома. Тем самым "кладоискатели" разносят радиацию по всей стране, что создает серьезную угрозу национальной безопасности Казахстана. Ведь уровень радиации золы на таких кострищах достигает нескольких миллионов беккерелей на килограмм. Для сравнения заметим, что, например, средний уровень радиации в крупных городах составляет 2,3 беккереля на килограмм. Чтобы остановить очень опасный стихийный бизнес на территории бывшего ядерного полигона, планируется организовать охрану наиболее "грязных" участков полигона для локализации радиационно опасных точек. Но это очень сложная и дорогостоящая работа, так как территория бывшего Семипалатинского полигона составляет 1 млн. 850 тыс. гектаров. Ситуация осложняется еще и тем, что при огромной территории полигона здесь имеются три вида излучения, каждая испытательная площадка имеет свои индивидуальные особенности и прогнозировать радиационную обстановку на будущее единой моделью практически невозможно.

Проклятые рудники

Надо подчеркнуть, что Семипалатинский полигон - не единственная радиационная проблема Казахстана. На севере страны - в Акмолинской (бывшая Целиноградская) области, где, кстати, расположена столица республики Астана, - в поисках металла люди раскапывают места захоронения радиоактивных веществ и брошенные урановые рудники. Производство урана в этом регионе Казахстана было налажено в 1956 году, но в 90-е годы деятельность уранодобывающих предприятий была приостановлена. И так в течение последнего десятилетия на огромных площадях приостановленных предприятий излучается повышенная радиация. Чтобы решить эту экологическую проблему, три года назад началась ликвидация урановых рудников. Но, по словам директора государственного предприятия "Уранликвидрудник" Марата Кафтаранова, "дела идут не совсем успешно, так как некому вести контроль над закрытыми урановыми рудниками". "Подобная ситуация наблюдается по всей Северо-Казахстанской области. Мы рекультивируем, а кому потом вести контроль, неизвестно до сих пор", - говорит Кафтаранов.

Между тем местное население, несмотря на опасность и запрет властей, продолжает раскапывать места захоронения радиоактивных веществ в поисках металла. Как заявляет Куангали Адиетов - заместитель акима Енбекшильдерского района (Акмолинская область), на территории которого совсем недавно велось захоронение радиоактивных веществ, если в самое ближайшее время не будет установлен жесткий контроль над брошенными урановыми рудниками со стороны органов охраны окружающей среды, то масштабной экологической катастрофы в этом регионе избежать уже не удастся.

Постоянный адрес этой статьи:

rgz.ru

Предыдущая статья«ГАЗПРОМ» КАК ПАРТНЕР И... СПОНСОР
Следующая статьяСАПАРМУРАТ НИЯЗОВ ПОДПИСАЛ ДОКУМЕНТ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТУРКМЕНИСТАНА