"Пальцы веером" против "кулака" Назарбаева. Как "построить" оппозицию?
Сергей ДУВАНОВ, 12.11.2004. RESPUBLIKA
Как и предполагалось, после выборов оппозиция попробует объединиться. Это уже стало традицией, когда на выборах каждый пытается по отдельности реализовать свои амбиции, то есть дерется с превосходящим противником сам на сам, а после драки, когда каждому по отдельности намылят шею, начинают говорить об объединении.
После драки кулаками не машут. После драки утирают сопли и соображают: как получилось, что дали тебе, а не ты им. Причин несколько. Основная - это то, что на выборах власть при помощи административного ресурса просто выкрутила всем руки и обеспечила себе победу. Но есть и другие. И одна из них это то, что во власти все ходят строем, подчиняясь единому командованию, а в оппозиции каждый бредет сам по себе. Согласитесь, что пальцы веером против пальцев, собранных в кулак, - это несерьезно.
Когда имеешь дело с политиками - не верь словам, а верь поступкам. Сегодня оппозиционеры все в один голос заявляют о необходимости объединения. Об этом пишет Кажегельдин, это заявляют лидеры "Ак жола", об этом говорит Абдильдин, это предлагает ДВК. Одним словом, все срочно решили объединиться. Создан даже Координационный совет - этакий первый шаг по пути выработки оптимальной организационной формы консолидации казахстанской оппозиции.
Казалось бы, все нормально. Есть общая цель, есть понимание необходимости объединения, есть первые шаги в этом направлении. Но есть и очень большие сомнения в том, что все это может иметь какой-то результат.
Лично у меня есть ощущение, что все это игра. То, что выдается за объединение оппозиции, на самом деле всего лишь декорация совершенно другого процесса. На самом деле под вывеской объединения идет внутривидовая борьба за главенство на оппозиционном поле. Повторюсь - это только мое личное ощущение и дай Бог, чтобы я ошибался.
ДВК считает себя в оппозиционном плане первичным, поэтому ни за какие коврижки не согласится быть вторым в оппозиционной иерархии.
"Ак жол", уверовав в свою самодостаточность, вообще не имеет потребности с кем-то делить лавры будущей победы.
КПК, ослабленная расколом, но все еще верящая в свою электоральную значимость, тешит себя надеждой, что именно Абдильдин может стать единым кандидатом от оппозиции на предстоящих президентских выборах.
Получается, что все разговоры об объединении - это в большей степени дань некоей политической моде: об этом говорят в обществе, это подсказывает ситуация, за это ратуют рядовые оппозиционеры. Вот и приходится соответствовать. На самом деле лидерам оппозиции это абсолютно не нужно.
Здесь нужно уяснить, о каком объединении идет речь. Если об организационном, предполагающем роспуск всех партий и их слияние в нечто новое, то это, конечно же, химера. Никто на это не пойдет, да и не нужно это. Более того - это опасно, так как сужает спектр оппозиционных сил, грозит потерей огромного числа сторонников, не пожелавших объединяться.
Есть другой вариант единства, предполагающий не объединение рядов, а объединение усилий. То есть проблема в том, чтобы, не отказываясь от существующих политических структур, научиться в нужном месте, в нужное время объединять усилия. Как это сделала грузинская оппозиция, как это делает сегодня оппозиция на Украине.
Сегодня главная цель - это ликвидация авторитаризма в лице Назарбаева и К'. Объединение усилий для достижения этой цели предполагает, что все оппозиционные лидеры временно забывают свое "Я" и начинают работать на общее "Мы". Партийные интересы, межличностная неприязнь, несогласие с выбранным курсом, личные амбиции - все это должно уйти на второй план. Все должно быть подчинено достижению главной цели.
Вроде бы все понятно. Но одно дело понимать, а другое - реализовать на деле. Ведь лидер хорош, пока он возвышается над окружающими. Если он рядом с такими же, как он сам, то он уже и не лидер, а всего лишь партнер. А если рядом оказываются партнеры более красиво говорящие, более богатые и харизматичные, то есть риск оказаться в тени. Им это надо?
Желая доминировать, каждая политическая партия не возражает, если в качестве центра консолидации сил будет именно она. Но никто не согласен отдавать пальму первенства кому бы то ни было из своих партнеров по оппозиционному цеху. То есть для каждого из лидеров оппозиции сегодняшний алгоритм объединения до идиотизма прост: либо все объединяются вокруг нас, либо никак.
Тупизм ситуации первым осознал Кажегельдин и предложил свою схему партнерства. На первом этапе объединяемся под флагом "Ак жола" и, забыв разногласия, все вместе "валим" Назарбаева. Затем, уже без Назарбаева, в нормальных условиях и на честных выборах выясняем между собой, кто сильнее и народу симпатичней.
Очевидно, что с идеей слияния всех под вывеской "Ак жола" Кажегельдин несколько погорячился. Но с другой стороны, его заявление - это серьезный прецедент, когда один из самых амбициозных политиков оппозиции (первый из заявивших о своих претензиях на президентское кресло) соглашается стать бойцом объединенной оппозиции под началом тех, кого еще вчера не воспринимал всерьез.
Это первый пример в истории казахстанской оппозиции, когда политическая целесообразность оказалась выше личных амбиций. Другие лидеры сделали вид, что не заметили широкого жеста Кажегельдина. Никто не принял протянутой им руки. Все принялись имитировать процесс объединения, держа фиги в карманах.
Увы, для казахстанской оппозиции сегодня не под силу объединить даже усилия, не говоря уж о том, что предлагает Кажегельдин. Пример прошедших выборов это наглядно продемонстрировал.
Для ДВК объединение с "Ак жолом" под большим вопросом. В понимании ДВК - лидер оппозиции де-факто идет впереди и прокладывает путь для всей оппозиции. Партия "Ак жол" для них по определению нечто вторичное, лидеры которой к тому же до настоящей оппозиции еще не дозрели. Поэтому оппозиционные заслуги ДВК предопределяют и их главенство при объединении оппозиции.
Коммунистам, считающим себя патриархами казахстанской оппозиции, идти под начало комсомольско-молодежного "Ак жола" - это значит совсем потерять лицо. Здесь и проблема "отцов и детей", и идеологических установок, вытекающих из ментальности коммунистических могикан.
В самом "Ак жоле" тоже не все так просто. Во-первых, кое-кто там все еще в плену иллюзий, что с Назарбаевым можно договориться. Поддавить, выждать и... выторговать иные условия существования. Для них "Ак жол" - не столько политическая партия, сколько PR-проект. Поэтому эти люди вряд ли горят желанием организационно "вязать" себя с радикалами типа Жакиянова и Кажегельдина.
Во-вторых, сам "Ак жол", располагая достаточными ресурсами и считая себя политически самодостаточным, не желает делить пальму первенства с коллегами по оппозиции. Лидеры "Ак жола", воспитанные на принципах бизнеса, объединение оппозиции рассматривают как создание акционерного общества: кто больше внес в уставной фонд, тот и имеет контрольный пакет в управлении.
В-третьих, они хорошо понимают, что, окажись они в одной лодке с тем же Абдильдиным, Кажегельдиным или Жакияновым, эта лодка наклонится в сторону политических тяжеловесов. Понятно, что даже в качестве рядовых Абдильдин, Кажегельдин и Жакиянов окажутся на генеральских должностях.
Все это навевает мысли, что объединяться оппозиция не будет. Не исключено, что дело ограничится имитацией процесса объединения и, в конце концов, само собой заглохнет за ненадобностью. Возможно, даже будет создана какая-то структура в статусе ассоциации - этакий клуб изящной словесности, который также постепенно иссякнет по примеру приснопамятного Форума демократических сил.
Откуда уверенность? Из анализа происходящего. Судите сами: если бы "Ак жол" действительно хотел работать "в строю", разве стал бы он начинать кампанию по проведению референдума только от себя.
Нет, конечно. Напротив, постарались бы эту акцию использовать в качестве первого совместно объединяющего мероприятия для всей оппозиции. Этакая репетиция, проба сил. А тут явное натягивание одеяла на себя, если не демонстрация мускулов перед партнерами по оппозиции. Мол, смотрите, что мы можем! Сами, без вас!!! Вы, конечно, можете подключиться к НАШЕЙ акции и принять в ней посильное участие. Но имейте в виду, что мы можем это сделать и без вас.
Все сказанное вовсе не означает, что "Ак жол" не в состоянии сам по себе быть оппозицией и отдельно участвовать в политической борьбе за власть. Проблема в том, что если параллельно будет работать ДВК, коммунисты, Нуркадилов и еще кто-нибудь, то все они будут растаскивать протестный электорат, то есть объективно конкурировать друг с другом. Это значительно ослабит влияние оппозиции, уменьшит ее возможности.
Лично мне команда лидеров "Ак жола" напоминает компанию подростков, которые, имея хорошие деньги, купили себе шикарные инструменты, аппаратуру и решили, что теперь они станут популярной рок-группой. Понятно, что если очень стараться, то, в конце концов, может быть, и станут. Более того, видно, что ребята очень талантливые: быстро учатся играть на инструментах, подбирают хороший репертуар, быстро осваивают ноты. Все нормально. Проблема только в том, что нет среди них солиста - того, кого бы слушали, на кого бы шли толпы восторженных фанатов.
Это проблема таланта или в нашем случае - харизмы и политического веса.
Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не против лидеров "Ак жола". Более того, мне очень симпатичны Болат АБИЛОВ и Ораз ЖАНДОСОВ (других просто не знаю). Я убежден, что у них может быть большое политическое будущее. Но, положа руку на сердце, я сегодня не вижу среди акжоловцев лидера, достойного бросить вызов президенту.
В политике ведь как - либо это от бога, и тогда все по воле случая, либо нужно много работать, годами создавая образ, завоевывая популярность. Правда, есть случаи, когда лидера делают за год (Путин, например). Но это особый случай ускоренного выращивания лидера. Это когда в качестве инкубатора выступает само государство. Акжоловцам это не грозит. Им придется все делать самим, практически с нуля. Практика подсказывает, что для этого нужны годы, причем не просто годы, а годы политически успешной деятельности. На худой конец, годы за решеткой. Последнее, как в случае с Жакияновым, тоже засчитывается.
У ДВК в отсутствие Жакиянова нет лидера, который цементировал бы ряды, вдохновлял и пользовался общим уважением и поддержкой. Сегодня это тоже ансамбль без солиста, и поэтому с точки зрения предстоящих президентских выборов чего-то ожидать от этой команды не приходится.
Абдильдин - при всем моем уважении к нему, думаю, что его звездный час уже в прошлом. Время требует новых лидеров: по мировоззрению, по ментальности, по взглядам.
Да и сама коммунистическая идея все больше превращается в этакий ностальгический фантом. Извините, но после всего, что под этим флагом накуролесили комиссары, пытаться под ним собрать здравомыслящих людей - это несерьезно.
Отсюда у политической оппозиции вторая проблема - проблема лидера. Проблему эту во многом создала власть, которая вовремя обезглавливает оппозицию. Вначале это был Кажегельдин, затем Жакиянов. Здесь уместно вспомнить и превентивные меры в отношении Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА, которого Назарбаев очень боялся и поэтому предпочитал держать вне страны.
Это делается целенаправленно. Власть понимает, что без харизматического, сильного лидера, способного объединить всех недовольных правлением Назарбаева, оппозиция обречена на то, чем она занимается сегодня: выяснением отношений, кто из них главнее и оппозиционнее. Именно такая оппозиция и устраивает власть имущих.
Для власти сегодня одной из главных задач поддержания недееспособности оппозиции является удержание Жакиянова в заключении, Кажегельдина за границей и недопущение появления кого-то нового, способного играть консолидирующую роль среди оппозиции. Можно предположить, что как только в оппозиции появится кто-то, кто станет реально претендовать на роль общего лидера, как тут же власть предпримет усилия с целью его дезавуировать. Схема может быть и дубовая, но действует исключительно результативно.
Отсутствие реального лидера ставит под вопрос способность оппозиции выдвинуть единого кандидата. Конечно, выдвинуть кого-нибудь можно. Но это будет лидер не всей оппозиции, а одной из оппозиционных партий. По факту их сегодняшнего наличия - нехаризматичный, политически не раскрученный, не пользующийся доверием и поддержкой у населения и поэтому заведомо не проходной политик. Такой соперник Назарбаева вполне устраивает.
Нужно признаться, что сегодня ни Абилов, ни Жандосов, ни Сарсенбаев, ни Байменов, ни Кожахметов, ни Нуркадилов не в состоянии составить реальную конкуренцию Назарбаеву. Подчеркиваю - сегодня. Впереди два года. В принципе это нормальный срок для того, чтобы а) определить, б) политически раскрутить в) подготовить реальную альтернативу Назарбаеву на президентских выборах.
Но проблема в том, что это возможно только при условии, что все забудут о своих личных и партийных амбициях и согласятся работать на общего лидера. То есть оппозиции нужно построиться вне зависимости от политического роста и веса, и научиться шагать в ногу. И так, два года, начиная с завтрашнего дня. Но только непременно с завтрашнего. И только тогда появляется шанс. Всего лишь шанс дать настоящий бой на предстоящих выборах. Это то, в чем я очень сомневаюсь.
Тем, кого я знаю в оппозиции, очень трудно построиться и уж тем более научиться ходить в ногу. В лучшем случае соберутся за месяц до выборов и договорятся о едином кандидате от оппозиции. В худшем - от оппозиции будет несколько кандидатов.
Ради того, чтобы просто покрасоваться и пошуметь - можно и так. Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что полученные при этом, скажем, 2, 3 или 5% голосов - будет приговором оппозиции. Такой кандидат от объединенной оппозиции - подарок для Назарбаева. Победить его не составит большого труда даже без привычной фальсификации итогов голосования. Зато какой политический вес это придаст победе Назарбаева!
Одним словом, если меня не подводят мои ощущения, то казахстанскую оппозицию ждут не самые легкие времена. Остается надеяться, что период превращения лидеров ее новой волны в зрелых политиков не затянется. Что они, наконец, станут думать не только о своей политической карьере и интересах своего клана, но и о судьбах Отечества. И тогда, может быть, они научатся ходить строем и может быть, даже в ногу.