США и Европа схватились за СНГ
Евгений БЕЛОВ, Российские Вести
Какую позицию займут на Западе в отношении России и Содружества?
К саммиту Россия-ЕС стороны готовились обстоятельно. Однако накануне предполагаемой встречи стало очевидно, что Москва сделала все, что от нее требовали в Брюсселе, а там отказались идти на уступки.
Заминка с формированием нового состава Еврокомиссии также существенно затруднила ведение переговоров, что и стало формальной причиной для отказа Президента РФ Владимира Путина участвовать в саммите. Инициатором переноса саммита в Гааге на более поздний срок стала Россия, однако налицо и серьезный внутренний кризис, который переживает сейчас ЕС.
Неспособность договориться по целому ряду организационных вопросов (годами тянувшаяся дискуссия относительно новой Конституции, споры о составе Еврокомиссии) существенно тормозит диалог между Москвой и Брюсселем. Застопорилась реализация глобальной идеи четырех "общих пространств" между Россией и ЕС. И учитывать интересы России в Брюсселе не торопятся. Так и не решен вопрос с калининградским транзитом, который должен был быть решен еще до расширения союза. Фактически Москва свои обязательства перед Брюсселем выполнила, надеясь на взаимную реакцию, но ее пока нет.
Евросоюз с нетерпением ждет итогов второго тура президентских выборов в Украине. Они во многом определят положение на всем континенте на следующие годы и десятилетия. Для Кремля Украина продолжает быть "российским делом", в то время как НАТО стремится заполучить эту страну в качестве своего нового члена. Вообще процесс расширения НАТО и ЕС за последние годы высветил ряд важных моментов. Во-первых, Россию не ждут ни в НАТО, ни в ЕС. Третья волна расширения евроатлантического блока в будущем возможна за счет Грузии, Украины, Молдавии, Азербайджана. В обозримой перспективе вакантного места для нашей страны в НАТО не предвидится. Россия может быть партнером ЕС и НАТО только в качестве самостоятельного и самодостаточного государства, находящегося на Евроазиатском континенте, но не входящего ни в НАТО, ни в ЕС. Таким образом, границы ЕС на Востоке будут совпадать с западными географическими границами России, Украины и Белоруссии, и Евросоюз превратится в "закрытый клуб", а отнюдь не в "открытое сообщество".
Стратегические интересы России связаны с развитием взаимовыгодных экономических отношений с ЕС при активном участии в программах коллективной европейской безопасности. Но главный акцент во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашей стране следует перенести на дальнейшее расширение союзнических отношений со странами СНГ и развитие двусторонних отношений с ведущими странами Европы, но не с брюссельской евробюрократией.
В этой связи России следует серьезно пересмотреть свою политику в отношении СНГ. Национальные интересы требуют развития отношений в рамках ЕВРАЗЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и формирования "Единого экономического пространства" с участием Украины.
Что касается военных баз России, то нашей стране следует и впредь стремиться сохранять свои военные объекты в Украине, на Южном Кавказе и в Центральной Азии, что связано как с усилением угроз терроризма с южных рубежей, так и с сохранением некоего "противовеса" дальнейшему расширению НАТО, а также защитой своих национальных экономических интересов. Речь идет о прокладке новых нефте- и газопроводов в восточном и южном направлениях.
Наша страна не станет частью Евросоюза. Но она была и будет ключевым действующим лицом в Азии, где сегодня возникают главные угрозы безопасности. Без России невозможно иметь дело с многочисленными очагами напряженности на этом континенте - от Ближнего Востока до Корейского полуострова.
В этой связи показательны действия США. В первую очередь, стратегические интересы Америки явственно просматриваются по отношению к нефтедобывающим странам Ближнего Востока, Кавказу и Каспию. Вашингтон стремится сейчас к созданию таких условий, при которых Россия и Китай не смогли бы контролировать и направлять процессы в Центральной Азии в ущерб США. Америка стремится расширить и модернизировать свои военные базы в регионе и обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо-энергетическим ресурсам Центральной Азии, а также открыть рынки данного региона для американских инвестиций и товаров. В то время как интересы США, НАТО и ЕС в отношении Кавказа по большому счету совпадают, США и Европа по-разному видят свои цели в Центральной Азии. Это вполне объяснимо: ведь пути, приведшие Европейский союз и США в этот регион, изначально были различными и лишь маскировались под "единую позицию Запада" в борьбе с международным терроризмом и режимом талибов в Афганистане.
Америка, закрепляясь в Центрально-Азиатском регионе, преследует свои военно-стратегические цели. Евросоюз (основной торговый партнер России и других стран СНГ) обладает своими, отличными от Америки торгово-экономическими интересами на постсоветском пространстве. Прежде всего, европейцев интересуют энергетические возможности Каспийского и Центрально-Азиатского региона. При этом Евросоюз понимает, что, помогая Америке занять главенствующее место в указанном регионе, он рискует поставить себя в будущем в зависимое положение от Вашингтона. Различия интересов вызывают обострение противоречий между США и Евросоюзом в отношении СНГ. В этих условиях у России появляются хорошие шансы восстановления своих позиций на постсоветском пространстве в качестве выгодного, надежного и заслуживающего уважения партнера других стран-членов СНГ.