CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Туркменский посол в Королевстве Бельгия сдал свои позиции

4 декабря 2004

Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад, "Деловая Неделя". Казахстан.

Туркменский посол в Королевстве Бельгия сдал свои позиции

Бегство высокопоставленных туркменских дипломатов за границу продолжается. На этот раз самоустранился от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана в Королевстве Бельгия Ниязклыч Нурклычев. Оскорбленный президент Туркменистана Сапармурад Ниязов своим Указом от 29 ноября постфактум освобождает Нурклычева от обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана в Королевстве Бельгия и лишает его дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла, «а также всех государственных наград за серьезные недостатки, допущенные в работе».

Ниязклыч Нурклычев с советских времен был одним из ближайших соратников Сапармурада Ниязова. Глава государства имел на него, впрочем, как и на все свое окружение, серьезный компромат еще с 90-х годов, когда Нурклычев работал заместителем главы Кабинета министров.

Из биографии Ниязклыча Нурклычева. Родился в 1947 году в Ашхабаде, принадлежит к туркменскому ахалтекинскому племени, выходец из рода тилки (лиса). Окончив десятилетку, работал продавцом овощного ларька. В 1970 году завершил заочное обучение в Туркменском государственном политехническом институте. После вступления в ряды членов КПСС его карьера пошла резко вверх по вертикали. Работая инструктором-контролером Управления делами ЦК Компартии Туркмении, он в 1982 году завершает заочную учебу в Высшей партийной школе в Ташкенте, после чего его назначают заместителем заведующего Отделом торговли и бытового обслуживания населения в ЦК Компартии республики. Во времена советской перестройки Сапармурад Атаевич Ниязов, будучи первым секретарем ЦК КП Туркмении, предоставил Ниязклычу Нурклычеву пост председателя республиканского Союза потребительских обществ.

В незабвенные восьмидесятые республика находилась в тисках жесточайшего дефицита на самые необходимые товары, в этих условиях руководство потребсоюзом была самая что ни на есть, по советской терминологии, «хлебная должность». В 1991 году его карьера достигает своего пика. Теперь он возглавляет Комитет по организации и координации торговли, платных услуг, производства товаров народного потребления и распределения продовольствия, отвечает за внешнеэкономические связи при Президентском совете и становится одним из самых приближённых людей семьи президента. В 1992 году туркменские чекисты собрали на Нурклычева, ставшего к тому времени одним из самых богатых туркмен, компрометирующее досье, в котором помимо обычных для тогдашней номенклатуры мужских шалостей были представлены документальные доказательства о коррупции.

Однако Ниязов не сдает своего бывшего слугу на съедение КГБ и прибегает к испытанной советской кадровой практике, назначая скомпрометированного Нурклычева на пост Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана в Российской Федерации. В 1997 году после окончания срока дипполномочий в Москве Нурклычева переводят возглавлять туркменское Посольство в Королевстве Бельгия. Он также представляет свою страну в НАТО. С формальной точки зрения все логично - подальше от родных пенатов, что называется, нет духа, нет слухам. Тем более что, по некоторым данным, в Бельгии расположено поместье семьи туркменского президента (очевидно, бывший снабженец в свое время ловко справлялся с обязанностями завхоза у высочайшего семейства). После ашхабадских событий 25 ноября 2002 года, когда Генеральная прокуратура Туркменистана обвинила в попытке государственного переворота экс-министра иностранных дел Бориса Шихмурадова, перебежавшего в стан оппозиции прямо из должности посла в Пекине, многие товарищи и коллеги Нурклычева оказались за решёткой. По сведениям его близких, Нурклычев очень переживал за своего друга отставного губернатора Дашогузской области Язгельды Гундогдыева, ранее руководящего госпротоколом аппарата президента (имел ранг посла), обвинённого в причастности к так называемому террористическому акту и осужденного на пожизненное заключение как предатель Родины. Он поддерживал также отношения, выходящие за рамки просто приятельских, с Нурмухаммедом Ханамовым, перешедшего впоследствии в стан шихмурадовской оппозиции. От всевидящего ока Туркменбаши (официальный титул Сапармурада Ниязова в стране, означающий глава туркмен), которого в родном государстве чуть было не провозгласили пророком, не скрыться. Великий, несомненно, знал о привязанностях и сочувствии к «отщепенцам» будущего беглеца. Непонятно, почему тогда не заработало вышеуказанное «досье», тем более что в конце 2002 - начале 2003 годов репрессиям подверглись не только родственники, но и знакомые «террористов».

Также пока не известно, что же теперь вспугнуло и толкнуло главу туркменского диппредставительства в Бельгии на отчаянный шаг. Оппозиционный сайт «Гундогар» проясняет ситуацию, ссылаясь на источники в Европе, что причиной бегства Нурклычева «могла стать принятая недавно в Нью-Йорке резолюция Генассамблеи ООН о нарушении прав человека в Туркменистане. Участвовавший в работе Генассамблеи министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов и постоянный представитель Туркменистана в ООН Аксолтан Атаева не смогли блокировать принятие резолюции, авторами которой выступили страны Евросоюза при поддержке США, и доложили Ниязову о пассивной позиции Нурклычева, который мог «решить вопрос», не доводя его до голосования в Нью-Йорке». Возможно, срочный вызов на ковёр в Ашхабад спровоцировал его решение к побегу. Несмотря на то, что в марте текущего года вышел указ президента о том, чтобы дипломаты, выезжая работать зарубеж, оставляли свои семьи на родине, семья Нурклычева находилась рядом с ним. По некоторым сведениям, всерьёз напуганный Нурклычев попросил правительство одного из европейских государств предоставить ему и его семье политическое убежище ещё за неделю до вышеупомянутого указа Туркменбаши. Точное местонахождение Нурклычевых пока не известно, но где бы они ни обосновались, на родину им путь надолго заказан. В Ашхабаде у Нурклычева остались родственники, многие из них работают в государственных учреждениях, в том числе и на ответственных должностях. В стране Туркменбаши родственники перебежчиков всегда остаются в заложниках. Скорее всего, их ждет увольнение. Для них это наименьшее зло. В случае перехода Нурклычева в оппозицию - его оставшимся родным не позавидуешь, к ним будет применен весь арсенал репрессивных мер.

В настоящее время туркменскую оппозицию волнует вопрос, пополнит ли их ряды сбежавший дипломат. Напомним, это уже пятый случай самовольной отставки туркменских послов за рубежом за последние три года. Счет уходу по-английски высокопоставленных туркменских дипломатов открыл небезызвестный Борис Шихмурадов (осуждён в 2002 году на пожизненное заключение). Его примеру последовали: Нурмухаммед Ханамов, возглавляющий туркменское диппредставительство в Анкаре, Чары Бабаев, обратившийся к правительству Великобритании с просьбой о политическом убежище весной 2003 года и, чуть позже, Тойли Курбанов, бежавший из Еревана. Список невозвращенцев может продолжиться. По мнению некоторых зарубежных наблюдателей, потенциальными невозвращенцами в страну Великого Туркменбаши смогут стать туркменские послы в Российской Федерации и США (соответственно господа Халназар Агаханов и Меред Оразов). Так кто же следующий?

dn.kz

Предыдущая статьяВозможна ли в Кыргызстане «карагачевая революция»