CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

Между Бушем и Бушером

26 февраля 2005

Между Бушем и Бушером

Борис Юнанов, "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

Владимир Путин решил продолжить очное знакомство с пресловутой "осью зла": на днях объявлено о его предстоящем визите в Тегеран. Еще свежо предание о путинском визите в Северную Корею; о том, как Ким Чен Ир поразил нашу делегацию своими "светскими манерами", как он пообещал свернуть ракетную программу в обмен на западные ракеты-носители, как это обещание было тут же триумфально озвучено... Потом случилось 11 сентября, Кима с его ракетами оставили до поры в покое (главный враг цивилизации возник совсем с другой стороны), а он "развел" мировое сообщество, собрав втихаря атомную бомбу. А ведь тогда, в июле 2000-го, Россия, по сути, поручилась за Пхеньян.

И вот - Иран. Вокруг его ядерной программы ломаются в эти дни все возможные копья. С американцами у Тегерана - "холодная война", с европейцами - беско-нечная игра в прятки, а вот с Москвой - ну просто медовый месяц.

Реальные сроки визита Путина - конец марта - апрель. На 13 мая в Иране назначены президентские выборы, а потом нынешний президент Хатами сойдет со сцены. Ехать в гости к уходящему лидеру - как-то странно. Договоренности о сотрудничестве? Помилуйте, подписание самого важного соглашения 26 февраля - о возврате ядерного топлива с АЭС в Бушере - не требует президентского присутствия, с ним справится глава Росатома Румянцев. Желание посмотреть страну, в которой еще не был? Но почему именно сейчас, а не раньше?

Остается разве что протокол, то есть личное присутствие в ответственный исторический момент. Видимо, Путин, как совсем недавно на Украине, вновь ставит на кон свой авторитет в попытке изменить нежелательный ход событий.

Его можно понять. Иран - это даже не Ирак. Сегодня сирийско-иракская граница - "черная дыра", в которой появляются и исчезают сотни боевиков-исламистов со всего Ближнего Востока. Если передовая линия борьбы с мировым терроризмом сместится к Ирану и Сирии, такой "черной дырой" может стать уже граница ирано-азербайджанская. А из Азербайджана - прямой путь в Чечню. Огненный круг перманентного джихада замкнется. Президент Азербайджана Ильхам Алиев приезжал недавно в Москву с одним-единственным вопросом: "Что делать?".

Два года назад Вашингтон попросил Москву: стройте в Иране свою АЭС, но только пусть потом вам вернут опасное топливо. Сказано - сделано. С точки зрения Москвы, Бушер - аргумент в пользу иранской надежности. Поэтому, собираясь в гости к аятоллам, Путин заверяет мир: Иран не будет создавать ядерное оружие. Мы вновь ручаемся. Но дипломатической победы снова не получится.

Сегодня, когда стали известны названия секретных ядерных центров - Лависан, Кала-Электрик, Натанц, Арак, - "видимый" пример Бушера американцев не убеждает. Но главное, сама иранская ядерная программа, как и ОМУ Саддама в позапрошлом году, - это лишь предлог для конфликта.

США пришли к выводу, что воплощать в жизнь миссионерскую мечту о "Большом Ближнем Востоке" надо одновременно с Ираком, а не после него. Потому что "после" может и не наступить. Бесполезно бороться с боевиками Заркави, если на юге Ливана на иранские деньги и под сирийской "крышей" живет не тужит "Хезболла". Цель - замена режима в Иране. И в Сирии. И в Ливане.

Визит Президента РФ в Иран вряд ли что-то способен изменить в этой игре с непредсказуемым результатом. Так что лучше бы нам и сейчас ни за кого не ручаться.

Борис ЮНАНОВ обозреватель "МН"

mn.ru

Предыдущая статьяКЫРГЫЗСТАН: РЕЛИГИЯ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ В ПАРЛАМЕНТ
Следующая статьяУзбекистан передаст химическую промышленность иностранным инвесторам