Заявление
14 марта 2005 г.
10 марта 2005 г. во второй половине дня в офисе Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) появились сотрудники прокуратуры г.Алматы, сопровождаемые представителями финансовой полиции, и предъявили постановление прокурора г.Алматы о проведении проверки соблюдения международными и казахстанскими некоммерческими организациями, в том числе КМБПЧ, законодательства в период с 2002 по 2004 г. К постановлению прокурора был приложен список из 33 организаций.
По странному совпадению постановление о проверке было вынесено прокурором г.Алматы на следующий рабочий день после известного выступления Уполномоченного по правам человека РК с публичной критикой нашей правозащитной организации.
Среди организаций, которые надлежит проверить, находятся практически все американские организации и представительства, несколько казахстанских организаций, а также ряд международных организаций, в том числе Международная Организация по Миграции и даже Всемирная Организация Здравоохранения, которая является учреждением ООН и пользуется иммунитетом, о чем, видимо, Алматинская городская прокуратура не знает.
Среди проверяемых оказались три казахстанских неправительственных организации: Фонд свободы слова «Адил Соз», «Интерньюс-Казахстан» и наша. Вновь по странному совпадению все три организации оказались правозащитными и выступающими с критикой состояния прав человека в нашей стране.
Примечательно, что в постановлении прокурора г.Алматы не содержится ни указаний на то, соблюдение какого именно законодательства собирается проверять прокуратура и финансовая полиция, каковы пределы этой проверки и какова ее цель, то есть, что именно хотят выяснить данные государственные органы.
Проверка началась во второй половине дня 10 марта, продолжалась 11 марта и будет продолжена 14 марта. Нам также стало известно, что проверяющие уже посетили банк, в котором у нашей организации открыты расчетные счета и потребовали всю информацию о состоянии наших счетов и поступлении на них средств. Следует при этом отметить, что осенью 2003 г. в нашей организации уже проводилась проверка налоговыми службами, которая не установила никаких нарушений, а в течение последних трех лет по нашей инициативе проводится внешний аудит нашей финансово-хозяйственной деятельности.
По требованию сотрудника прокуратуры мы предоставили проверяющим наш Устав и регистрационные свидетельства, всю финансовую документацию, информацию обо всех наших донорах и все договоры с ними о предоставлении нам финансовой помощи, которые мы и так представляем в обслуживающий нас банк, поскольку в противном случае поступившие средства не будут зачислены па наш счет.
Однако из последующих запросов сотрудников прокуратуры и финансовой полиции стало очевидно, что данная проверка носит не технический, а скорее политический характер. У нас потребовали экземпляры выпускаемого нами информационного бюллетеня «Права человека в Казахстане и мире»; все наши методические материалы и памятки, которые мы выпускаем для участников проводимых нами конференций, семинаров и тренингов; список экспертов, которых мы приглашаем на наши мероприятия. Примечательно, что практически все наши мероприятия мы проводим совместно с международными организациями (ОБСЕ, Делегация Европейской Комиссии, учреждения Организации Объединенных Наций, Международная Тюремная реформа и др.) и государственными органами Республики Казахстан. У нас также потребовали все отчеты перед донорами.
Любая проверка общественной организации (да и коммерческой тоже) должна иметь основания, цель, ясное представление проверяющих о том, что они хотят выяснить.
У нас складывается ощущение, что целью данной проверки является желание «накопать» хоть что-нибудь, что позволит поставить нас «на место» или дискредитировать нашу организацию. Главный принцип такой проверки: мы придем к вам без ясных представлений и оснований, будем проверять все, и может, что-нибудь найдем.
Подтверждением наших предположений явилось и то, что во второй половине дня 11 марта в нашем офисе появился уже и представитель налогового комитета г.Алматы с предписанием о проведении комплексной проверки, как мы понимаем, уже отдельно от прокурорской проверки.
Мы рассматриваем все происходящее как некую акцию «устрашения», причем не только нашей или других перечисленных в списке организаций, а всего гражданского общества Казахстана. Действия прокуратуры и финансовой полиции носят явно выраженный политический характер и по целям и методам неизбежно отбрасывают нашу страну либо в тоталитарное советское прошлое либо в такое же «туркменское» настоящее.
Мы уже неоднократно выражали серьезную озабоченность превращением прокуратуры из органа высшего надзора в орган политического давления и преследования. Реализация прокуратурой своих полномочий, в том числе и при проведении проверки не имеет четких, установленных законом процедур и пределов, а права граждан и организаций, подвергаемых прокурорским проверкам, нигде в законодательстве не определены и не защищены. Мы выражали серьезные опасения, что неоправданно расширенные полномочия казахстанской прокуратуры, как очевидного «рудимента» советского периода, неизбежно будут приводить к произволу и создавать угрозу соблюдению прав граждан и организаций и призывали к немедленному реформированию этого государственного института.
В связи с изложенным, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, только в прошлом месяце награжденное премией Европейской Комиссии за 2004 г. в области демократии и прав человека, заявляет о своем категорическом несогласии с подобными действиями и расценивает их как неприкрытое давление на нашу и другие правозащитные и неправительственные организации и отход от принципов построения демократического правового государства, в котором уважаются и соблюдаются права и свободы.
эл.почта15 Mar 2005 EURASIA-Internet.