EURASIANET
НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТ КЫРГЫЗСТАНА ОТМЕНЯЕТ НАЗНАЧЕННЫЕ НА 26 ИЮНЯ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
Однопалатный парламент Кыргызстана аннулировал постановление прежнего двухпалатного законодательного органа о проведении 26 июня внеочередных президентских выборов. Новая дата выборов будет определена после того, как депутаты рассмотрят вопрос об отставке бывшего президента Аскара Акаева.
7 апреля парламент в третий раз отложил обсуждение вопроса об отставке Акаева. Акаев подписал заявление об отставке 4 апреля в Москве. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Некоторые законодатели требуют отстранить Акаева через импичмент, не дав ему возможности уйти в отставку.
В записанном на видеопленку обращении, которое было показано депутатам, Акаев заявил, что действия его администрации рассудит история. Акаев сказал также, что в основе его политики лежал «человеческий и гражданский долг перед народом, а также гуманистические мотивы». С его точки зрения, революционные события 24 марта стали «национальной катастрофой»; Акаев подчеркнул, что приказал силам правопорядка не стрелять в митингующих и тем самым «не допустил гражданской войны».
«Нашим триумфом стало признание Кыргызстана островком демократии», - сказал он. Акаев заявил, что при нем был достигнут определенный прогресс в осуществлении экономической реформы, несмотря на препятствовавшие ей «объективные факторы».
Пока парламент решает вопрос о способе устранения Акаева с политической сцены, те, кто хотел бы стать его преемником, уже заняты подготовкой к выборам президента, на какое бы число они ни были назначены.
Феликс Кулов, когда-то занимавший пост вице-президента и оказавшийся в тюрьме после того, как развернул острую критику президента, решает вопрос о снятии с себя обвинений, расчищая путь для своего участия в досрочных выборах. Кулов всегда считал, что обвинения в злоупотреблении властью, которые ему были предъявлены, были политически мотивированным, а их цель заключалась в том, чтобы устранить соперника, угрожавшего власти Акаева. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] 6 апреля Верховный суд отменил одно из обвинений против Кулова, а 7 апреля должен рассмотреть вторую группу обвинений. Если Кулов будет оправдан, то, как считается, станет главным соперником Курманбека Бакиева, возглавляющего сегодня временное правительство. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
Недавно корреспондент EurasiaNet беседовал с Адаханом Мадумаровым - бывшим членом парламента и видным политиком из южного Кыргызстана, который вскоре после смещения Акаева объявил о своем решении баллотироваться на президентских выборах. Мадумаров уклонился от вопроса о легитимности временного правительства, однако подчеркнул, что будущее руководство Кыргызстана должно состоять главным образом из технократов, которые стояли бы выше нынешнего соперничества между Севером и Югом, только мешающего политическому процессу. Ниже следует текст интервью.
EurasiaNet: Что Вы думаете о действующем правительстве: легитимно ли оно? Мадумаров: Насчет легитимности сейчас спорить не надо, поскольку сейчас действительно очень сложная ситуация получилась. Я с первого дня говорил: если будете искать конституционное поле [для принятия легитимности правительства], то его не найдете. Если будете искать какие-то законные пути из создавшейся ситуации, то тоже не найдете. Надо было принимать практические волевые решения. Потому что к этим событиям [24 марта] ни та, ни другая сторона не была готова. Это как снег свалилось на голову. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Я думаю, сейчас преждевременно давать оценку, насколько это правительство эффективно или неэффективно. Я могу лишь сказать о том, какова реакция народа - отрицательная, вот и все.
EurasiaNet: Кто стоял за событиями в Оше и Джалал-Абаде в начале марта - за протестами, которые привели к захвату административных зданий? [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Мадумаров: Я этим не занимался, поэтому я не знаю. С этими вопросами вы можете обращаться к руководителям силовых структур, руководителям спецслужб. Я думаю, если они контролировали ситуацию в республике, на юге, то они должны знать.
EurasiaNet: Вы заявили, что намерены баллотироваться в президенты. Чем вызвано Ваше решение? Мадумаров: Решение вызвано тем, что парламентом назначена дата президентских выборов. [От редакции: постановление законодательного органа о проведении выборов 26 июня отменено, новая дата выборов пока не определена.]
EurasiaNet: В случае если Вас изберут президентом, кого бы Вы назначили премьер-министром? Мадумаров: Данияра Усенова. Это известный политик. Усенов [также] достаточно известный предприниматель, один из тех, кто на заре рыночной экономики начал понимать, что это такое, и был одним из самых преуспевающих в стране предпринимателей. Да и сейчас, несмотря на бесконечные судебные иски, бесконечные политические гонения, он успешен. Усенов - член совета директоров казахского банка Темирбанк, владеющего контрольным пакетом акций кыргызского банка Инэксимбанк. Клан семьи Акаевым хотел уничтожить его бизнес здесь. Но человек, как феникс, снова возродился и поднялся. Усенов молодой, энергичный, очень трезвый, достаточно расчетливый человек... Если будет новое правительство, должны в правительство придти новые политики, если хотите, с новым мышлением, новым видением. Эта группа должна вытащить республику на новый уровень развития.
EurasiaNet: Вы имеете в виду предпринимателей, новых менеджеров? Мадумаров: Знаете, в случае если я стану президентом, кабинет министров будет технического характера. Меня не волную политические взгляды, политические пристрастия. Для меня был бы этот человек профессионалом, хорошим профессионалом, знатоком своего дела. А как он будет относиться ко мне и нравится ли он мне или не нравится, это уже второстепенный вопрос.
EurasiaNet: Что должно быть высшим приоритетом для парламента Кыргызстана? Мадумаров: Парламент должен заниматься стабилизацией общества. Это первая задача. Вторая задача - не должны сейчас делить портфели. На мой взгляд, было бы правильно, как только власть легитимизировалась, они должны были ездить по округам, успокаивать народ. И прекратить двоевластие, троевластие - у кого мускулов больше, у кого сил больше, тот начал уже захватывать власть на местах, начиная с сельских администраций. И парламент должен занимать достаточно твердую позицию. И у них есть возможность, и силы, и средства, чтобы не допустить этого беззакония.