Превентивный удар президента Таджикистана
TRIBUNE-uz, Турко Дикаев
Финны, присутствуй они на пресс-конференции президента Республики Таджикистан 16 июня 2005 года по итогам встречи с главой ЕБРР, забыв о своей знаменитой холодности, аплодировали бы ему. А при чем здесь финны, и что такое мог сказать президент Таджикистана? Глава государства уверенно заявил журналистам: «Я внимательно изучал и буду изучать это дело. Я поручил Генпрокурору тщательно разобраться в нем». «Толибов - не журналист, а чиновник - заведующий отделом хукумата, требовавший от прокурора отчета, - продолжил президент, - но по закону прокурор не обязан информировать (инцидент, завершившийся водворением Толибова в СИЗО, начался с того, что тот, по указанию председателя района, попросил у прокурора информации для составления отчетной справки, в которой было отказано) даже председателя района, города и области». По финской же трактовке, журналистом является только тот, кто только этим ремеслом зарабатывает себе кусок хлеба.
Трудно сомневаться в оценке главы государства: «виновник» вдвойне его - и как журналист, публиковавший свои статьи против прокурора в партийной газете «Минбари халк», и как чиновник исполнительной вертикали власти. Так что, не знать существа вопроса он просто не может.
Этим же заявлением президент лишил Национальную ассоциацию независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) последнего, ставшего ритуальным в стране в последние годы, шага - сочинении открытого ли, закрытого письма-обращения к главе государства. Себя же самого, от пустой траты времени на чтение уже изрядно надоевшего потока писем по поводу и без оного.
До 16 июня ситуация раскручивалась по крутой спирали. В следственный изолятор был водворен заведующий правовым отделом хукумата ( администрация) Айнинского района на севере страны. Член Международной конфедерации журналистских союзов (МКЖС), заведующий правовым отделом администрации Айнинского района Согдийской области Джумабой Толибов был задержан сотрудниками милиции столичного района Фирдавси в в Душанбе по санкции прокурора Айнинского района С.Аъзамова, 29 апреля доставлен в следственный изолятор ОВД Пенджикента, и позже переведен в изолятор временного содержания ОВД Айнинского района. Будучи не финнами, журналисты посчитали узника своим коллегой. И бросились в его защиту. И основания были: наличествует билет члена МЖКС, ряд опубликованных статей Д. Толибова в газете «Минбари халк», в которых подвергся резкой критике прокурор Айнинского района С.Аъзамов ( тот самый, который выдал ордер на задержание).
Предельную озабоченность проявила НАНСМИТ, забившая во все колокола. Но не только. «Клюнула» даже газета «Минбари халк» («Трибуна народа») - орган Народно-демократической партии Таджикистана ( партия, которую возглавляет не кто иной, как президент Таджикистана). 4 июня газета опубликовала заметку о задержании журналиста, где говорится, что на статьи Д. Толибова редакция газеты до сих пор не получила никакого официального ответа от компетентных госорганов. «Д. Толибов обвиняется в хулиганстве, - отмечается в публикации. - Трудно поверить в подобное поведение журналиста, тем более, что сам он в редакции заявлял, что «прокурор угрожает его посадить за решетку». «Если Дж.Толибова арестовали из-за его критических публикаций, это можно расценивать, как грубый факт попирания свободы слова и принципов демократии, - сказано в заметке. - В таком случае мы - журналисты страны - не можем оставить нашего коллегу один на один с этой проблемой».
Явно не финны сидят и в Американском Комитете по защите прав журналистов, который осудил задержание члена Конфедерации журналистских союзов Джумабоя Толибова и призвал президента Таджикистана Э.Рахмонова содействовать его освобождению. Обеспокоенность делом Толибова выразила и международная организация «Репортёры без границ» (Франция), которая в своём заявлении призвала власти Таджикистана содействовать немедленному освобождению журналиста. Произошло на этом фоне и невиданной для Таджикистана событие: по месту проживания арестованного жители провели митинг с требованием свободы узнику. Как видите, все шло к письму президенту страны, чему он нанес превентивный удар.
Между тем, прокуратура ( которая, по словам президента, никому не подотчетна) в упор не хочет видеть в Джумабое Толибове журналиста, как и замечать его статей против прокурора С. Аъзамова в газетах «Минбари халк» и «Садои мардум» ( орган парламента страны). Упорно выдает арестованного за чиновника - хулигана. Прокурор Согдийской области Абдугаффор Каландаров, в частности, сообщил независимому информационному агентству «Азия-Плюс», что «в процессе изучения материалов уголовного дела, каких-либо фактов преследований Д. Толибова со стороны представителей правоохранительных органов Айнинского района в связи с его журналисткой деятельностью не установлено». «Привлечен к ответственности за то, что являясь должностным лицом - заведующим правовым отделом хукумата района - он нарушил конституционное право на неприкосновенность частного имущества». «25 декабря 2004 года Д. Толибов выехал в кишлак Хавзак соседнего Пенджикентского района, без разрешения владельцев проник в дом жителей этого кишлака С. Бектураева и О. Рустамова и путем угроз и насилия, действуя из личных побуждений, принудил их к даче ложных показаний, компрометирующих правоохранительные органы Айнинского района, - сообщил прокурор. - 7 января нынешнего года он вновь прибыл в вышеуказанный кишлак и тем же путем зафиксировал объяснения граждан на видео. 16 апреля 2005 года по результатам проверки этого дела в отношении Д. Толибова было возбуждено уголовное дело по ст. 316 ч.1 (превышение должностных полномочий) и ст. 334 ч.2 (самоуправство) УК РТ». Кроме этого, 16 марта 2005 года в центре родного кишлака Испаган Айнинского района, он из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, беспричинно избил инвалида Нарзулло Нарзиева, сопровождая свои действия оскорблениями и нецензурной бранью. Через 2 дня, 18 марта, по этому факту в отношении Д. Толибова следователем ОВД хукумата Айнинского района было возбуждено уголовное дело по ст. 237 ч.1 (хулиганство) УК РТ. В целях всестороннего и объективного расследования, продолжил прокурор, в последствии эти два уголовных дела были объединены в одно производство. «На неоднократные вызовы следователя в прокуратуру Шахристанского района Д. Толибов не являлся, причем, без каких-либо причин, - отметил прокурор. - В связи с этим, 22 апреля 2005 года, в отношении него обоснованно была избрана мера пресечения - заключение под стражу". Действительно, такого человека опасно оставлять на свободе.
Поэтому становится понятным, почему логически выверенное предложение НАНСМИТ об изменении хотя бы меры пресечения журналисту, осталось гласом вопиющего в пустыне. "При задержании и аресте Джумабоя Толибова, по оценкам наших экспертов, нарушено очень много процессуальных процедур. В течение месяца следователь ни разу не допрашивал его. Но при этом сам факт ареста журналиста вызывает озабоченность у всех здравомыслящих людей, поскольку он не является особо опасным преступником или человеком без определённого места жительства. Он - отец пятерых детей, у него есть дом, постоянный адрес, и с ним в любое время можно связаться или вызвать на допрос».
Президент облегчил на перспективу задачу НАНСМИТ по защите журналистов. Прежде чем пускаться во всякие тяжкие, теперь достаточно будет выявить источники существования этих самых журналистов. Подрабатывает где, ату его, пусть президент, то бишь, прокуратура занимается. Финны зря ничего не придумают.
Июнь был богат не только «феноменом Толибова». Месяц заставил удариться в воспоминания. Уже многие и забыли, что когда-то в стране выходила популярная независимая газета «Неруи сухан». Так как в Таджикистане со свободой слова, СМИ все в порядке, «трогать не моги», ее власти аккуратно прикрыли, перекрыв «кислород»: лишив возможности печататься в любой типографии, даже в своей собственной.
Так вот, суд напомнил о газете. Заместитель главного редактора газеты «Неруи сухан» Ваххоб Одинаев приговорен к году исправительных работ с удержанием 30% от заработной платы в счет государства. Такое решение, как сообщил «АП» сам журналист, было принято судом столичного района Фирдавси. По словам В. Одинаева, в ближайшее время он должен будет дать подписку о невыезде. Журналист (более известный, как Ваххоби Латиф) нарушил ст. 6, п. 2 Закона РТ «О печати и других средств массовой информации», которая предусматривает ответственность за публикацию клеветнических материалов, а осужден по статье 332, ч. 1 УК РТ (халатность). «В феврале 2004 года в газете «Неруи сухан» была опубликована статья «Рахмонов кай Путин мешавад?» («Когда Рахмонов станет Путиным?»), - сообщил В. Одинаев. - Ее автор, некий А. Ш. Мирзоев, утверждал, что один из преподавателей юридического факультета одного из ВУЗов страны получает от студентов взятки в размере пятьдесят долларов». «Впоследствии, когда названный преподаватель подал в суд, редакции «Неруи Сухан» не удалось найти автора этой публикации», - заключил собеседник «АП».
Любопытная деталь в связи с решением суда. Газета прикрыта, проштрафившийся, соответственно, не работает, с какого, спрашивается пополнять бюджет государства? Правда, это уже детали, несущественные:
:Подвернулась было левая работенка, с журналистикой не связанная напрямую. Почти согласился, но после пресс-конференции президента от 16 июня, позвонил, отказался. Лучше на диету аскетов сесть, чем в «хулиганах» ходить, прокуроры за каждым углом того и ждут:
21.06.2005 08:50