Три направления деятельности ОБСЕ в Узбекистане
TRIBUNE-uz, Тошпулат Рахматуллаев
ОБСЕ в Узбекистане ведет свою деятельность по трем направлениям. Это - экономическое и экологическое измерение, военно-политическое измерение, а также человеческое измерение. О том, какие мероприятия будут конкретно выполнены по этим направлениям, глава Центра ОБСЕ в Ташкенте, посол Мирослав Енча рассказал в беседе корреспонденту TRIBUNE-uz. Беседа состоялась в Самарканде во время визита господина Енча в этот древний город.
Сначала о самом визите, который проходил 7-8 июля. В рамках поездки господин Енча встретился с руководителями города и области, в том числе с заместителем областного хокима (главы админстрации) Зоиром Мирзаевым и хокимом (мэром) Самарканда Сухробом Рафиковым, принял участие в церемонии торжественного открытия Интернет-кафе для журналистов, являющийся проектом ОБСЕ. В зале хокимията города он встретился с представителями малого и среднего бизнеса.
В начале встречи с предпринимателями глава Центра ОБСЕ в Ташкенте остановился на месте и роли малого и среднего бизнеса в обществе. Обративший к собравшимся сказал: «Вы очень важная прослойка населения. Вы создаете рабочие места, и развитие страны во многом связана с вашей деятельностью. Мы, в свою очередь, будем поддерживать вас, в частности, молодых предпринимателей и предпринимателей-женщин». По словам посла, такая поддержка заключается в следующем: приглашение для консультации опытных экспертов, предоставление информации о международном опыте развития предпринимательства, как в целом, так и об отдельных фирмах и отраслях, что намного облегчит налаживании контактов с будущими зарубежными партнерами.
Что в данных направлениях необходимо еще предпринимателям, есть ли у них конкретные предложения по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, каковы их мнения о последних постановлениях и указах президента Ислама Каримова, относящиеся к данной сфере? На эти вопросы посол Мирослав Енча, к сожалению, не смог получить ответы. Наши «дисциплинированные» предприниматели сидели тихо и спокойно. Не был задан ни один вопрос, никто не выступил с предложением. Правда, только заместитель начальника областного управления Госкомимущества Нилуфар Базаров старался рассказать о значении постановлениях и указах главы государства.
Остальные молчали. У наблюдавшего со стороны такое поведение более 40 представителей малого и среднего бизнеса Самарканда, могло создать впечатление, что в этой сфере нет в Узбекистане никаких проблем, все на высоком уровне. Наверно, это не удивило господина Енча, он был готов к такому поведению предпринимателей. Поэтому, философски оценив ситуацию, дипломатично заявил, что эти официальные документы вступили в силу 1 июля и за такой короткий срок делать выводы преждевременно.
После встречи мне довелось побеседовать с некоторыми ее участниками. На мой вопрос, почему никто не сказал о существующих проблемах, даже не выступил с предложениями, один из них, попросивший не назвать свою фамилию сказал: «Что, разве я сам себе враг? В присутствии руководителей города, что могу сказать? Даже правильные мои слова могут понять по-другому. Гости уходят, а «наши» остаются».
Пред отъездом из Самарканда господин Енча любезно согласился ответить на несколько вопросов.
- Господин Енча, как, по Вашему мнению, прошел визит в Самарканд?
- Хотя я раньше бывал в вашем древнем и прекрасном городе, но это мой первый визит в Самарканд в качестве главы Центра ОБСЕ в Ташкенте. Я хотел бы выразить свою благодарность представителям областного и городского хокимиятов за теплый прием. Меня очень сердечно встретили и жители города. Во время посещения исторических памятников, а также центрального парка, где я был в сопровождении мэра города господина Рафикова, люди вступали в оживленную беседу со мной. Они были предельно открыты и искренны.
- Что бы Вы могли сказать о результатах проведенных встреч?
- Я встретился с партнерами, с которыми мы сотрудничаем в разных направлениях. Хотелось бы отметить, прежде всего нашу деятельность по поддержке молодых предпринимателей, предпринимателей-женщин, махаллинских комитетов. Мы обучаем представителей малого и среднего бизнеса как правильно организовать свое дело, помогаем фермерам защитить свои права, оказываем поддержку в такой важной для вас отрасли, как выпуск изделий традиционных ремесел, с махаллями работаем по вопросу охраны окружающей среды. Во время одной встреч было предложено организовать обучение бухгалтеров махаллей.
- Господин посол, из Ваших слов видно, что во время Вашего визита в Самарканд рассматривалось одно из направлений деятельности ОБСЕ, а именно по экономическому и экологическому измерению. А еще, по каким направлениям Центр ОБСЕ в Ташкенте будет осуществлять свою деятельность в Узбекистане?
- Мы работаем также по человеческому измерению и военно-политическому измерению. Необходимо отметить, что во всех трех направлениях мы работаем сбалансировано. Сначала о человеческом измерении. Мы осуществляем свою работу по разным аспектам данного направления. Так, организовали тренинги и семинары по предотвращению торговли людьми, провели конкурс среди журналистов по лучшему освещению данной проблемы в СМИ, цель которого заключалась в повышении информированности населения. Как известно, в декабре прошлого года проходили выборы в парламент Узбекистана. Мы сейчас готовим рекомендации, которые направлены на улучшение проведение будущих выборов. По вопросу внедрения данных рекомендаций мы сотрудничаем с соответствующими организациями.
- Расскажите, пожалуйста, о военно-политическом измерении.
- Что касается данного направления нашей деятельности, мы осуществляем проекты, направленные на усовершенствование пограничного контроля, работаем с представителями разных ведомств по вопросам безопасности проездных документов, по проблеме идентификации малого стрелкового оружия, по предотвращению проникновения оружия в страну.
Актуальным вопросом для нас является борьба против терроризма. Имеются 12 международных конвенций и протоколов ООН, касающихся борьбы с терроризмом. Все 12 документов ратифицированы Узбекистаном. Сейчас мы совместно работаем над их внедрением.
Существует проблема суицидного терроризма. Акты подобного терроризма, к сожалению, были осуществлены в прошлом году в Узбекистане. Мы готовим специальную конференцию, посвященную вопросу противостояния суицидному терроризму..
Существуют вопросы более широкого плана, например, по реформе судебно-правовой системы. Недавно мы организовали конференцию, где в частности обсуждался вопрос отмены устоявшейся практики, когда санкцию на арест дает прокуратура. Необходимо, чтобы санкцию давали судебные органы. Данный правовой акт получило в мире названия habeas corpus .
(«Словарь по правам человека» дает следующее толкование этого выражения: Habeas corpus - латинское выражение, который буквально означает "вы можете владеть телом". Это историческое название английского закона 1679 года, запрещающего задержание без судебного ордера на арест и гарантирующего, что каждое дело будет заслушано соответствующим судом. Этот акт расширил принципы защиты гражданских прав, содержащихся в Хартии Вольностей (1215 года) и Петиции Прав (1628 года). В настоящее время habeas corpus используется в качестве предписания одному лицу задержать другое, требующее от него представить заключенного или задержанного, с указанием дня и причин его поимки или задержания. Обоснованность задержания должна быть определена, судебной властью и - если задержание незаконно - человек должен быть освобожден. Это процессуальная гарантия против незаконного заключения. В испаноязычных странах такая мера известна как ампаро. - Т.Р.).
Возникло необходимость широкой разъяснительной работы в обществе вопроса отмены смертной казни. Как известно, в своем выступлении перед депутатами обеих палат парламента президент Ислам Каримов четко сказал, что в течение ближайших лет может быть отменена смертная казнь и для этого необходимо соответствующим образом подготовить общественное мнение. Мы здесь обязаны вам помочь. Словом, по всем направлениям мы будем тесно и плодотворно работать и продвигаться вперед.
12.07.2005 10:23