CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

oracle.fast-servers.net

Иран предупреждает МАГАТЭ. Махмуд Ахмади Нежад сознательно "обостряет ситуацию"?

20 сентября 2005

Иран предупреждает МАГАТЭ. Махмуд Ахмади Нежад сознательно "обостряет ситуацию"?

НУРАНИ, "Эхо"

На момент выхода в свет этого номера газеты "Эхо" достоверной информации, чем закончилось посвященное иранской ядерной программе заседание МАГАТЭ в Вене, все еще не поступило. Однако град жестких заявлений со стороны тегеранского руководства не оставляет сомнений: отказываться от "игры на обострение" нынешние консервативные лидеры Ирана не намерены. Выступление Махмуда Ахмади Нежада с трибуны Генассамблеи ООН подтвердило худшие опасения. Президент Ирана заявил, что его страна ни в коем случае не прекратит развитие своей ядерной программы.

По его словам, Иран столкнулся и вынужден бороться с политикой "энергетического апартеида", проводимой странами Запада. Ахмади Нежад сообщил, что его страна не собирается втридорога покупать ядерное топливо у других, а будет стремиться к созданию собственных мощностей по обогащению урана. В качестве же главного доказательства мирного характера ядерной программы Ахмади Нежад привел... историю своей страны: мол, Иран за всю историю никогда не был агрессором и не применял ОМП. После чего пообещал: в том случае, если ООН наложит санкции на его страну, то он лично и руководство Ирана "рассмотрят все возможности для защиты своих интересов".

На следующий день Иран уже открыто перешел к "ядерному шантажу". "Наш совет агентству (МАГАТЭ. - Ред.) - рассмотреть завтра досье Ирана с логической и реалистической точки зрения и не пытаться еще усложнить дело, - заявил представитель МИД Ирана Хамид Реза Азефи. - Мы еще не начали обогащение, но все зависит от результатов завтрашней встречи". "Иранскую Исламскую Республику угрозами не запугаешь, - добавил он. - Нажим и в прошлом был бесполезен".

Реакция оказалась вполне предсказуемой. Министр иностранных дел Британии Джек Стро назвал выступление президента Ирана в ООН неконструктивным. По словам главы британского Форин офиса, он разочарован речью президента Ахмади Нежада, в особенности с учетом недавних переговоров с Ираном о ядерной программе.

Представитель Евросоюза в интервью агентству Reuters вынуждена была констатировать, что высказывания Ахмади Нежада "не оставили нам другой альтернативы, кроме как передать дело в ООН". Правда, тут же отметила: "Однако мы хотели бы добиться международного консенсуса в этом вопросе. Так что консультации будут продолжены", - сказала она. Глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази также подтвердил, что вопрос о передаче вопроса об иранской ядерной программе в Совет Безопасности ООН "остается на повестке дня". А помощник госсекретаря США Николас Бернс предупредил, что Иран рискует навлечь на себя санкции Совета Безопасности ООН, если откажется пойти на компромисс в связи со своей ядерной программой, и назвал речь Нежада грубой, бескомпромиссной и агрессивной.

Но в то же время ясно и другое. Нынешняя "игра на обострение" для Ахмади Нежада - это едва ли не единственный способ укрепить свое положение внутри страны. Подвергать сомнению " демократичность" выборов в ИРИ как-то не принято, однако вряд ли стоит попросту отмахиваться от вопросов, на самом ли деле большинство иранцев готовы поддержать "жесткий исламский курс" Ахмади Нежада или же все было решено на стадии регистрации кандидатов, когда исламисты попросту отстранили от выборов наиболее популярных политиков из "реформаторского" лагеря. Словом, у Ахмади Нежада нет иного выхода, кроме как подстегивать антизападную истерию в стране, а она требует "подпитки" в виде тех самых "агрессивных шагов Америки", "ядерного апартеида" и т.д.

Более того, в такой ситуации введение санкций скорее ударит по интересам самого Запада, нежели нанесет существенный ущерб позициям Ахмади Нежада внутри страны: такой шаг, кроме всего прочего, еще и сведет к нулю и так небогатые возможности для "внутриполитической" активности Запада в стране, но зато позволит Ахмади Нежаду эксплуатировать идеологию "оcажденной крепости" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пример со Слободаном Милошевичем слишком красноречив: граждане Югославии разочаровались в своем лидере только после того, как в результате его "мудрой политики" Белград подвергся бомбовым ударам.

А тогда уже открытое провоцирование Запада на "жесткие меры" в отношении Ирана более всего напоминает тот самый захват посольства США в Тегеране в 1979 году, в причастности к которому бывшие заложники обвиняют нынешнего президента Ирана. В самом деле, именно штурм американской дипмиссии, по мнению многих аналитиков, превратил антишахскую революцию с весьма пестрым политическим спектром в исламскую. По позициям прозападных либералов вроде первого "послереволюционного" премьера страны Базаргана был нанесен сокрушительный удар. Более того, в самый решающий момент "выключенными" из игры оказались США, не говоря уже о том, что захват посольства вызвал вполне понятное возмущение самих американцев, чем не преминули воспользоваться иранские "агитаторы". Наконец, слишком явно обозначал свой интерес к ситуации и СССР, что уже позволяло надеяться: до открытого военного противостояния дело, судя по всему, не дойдет. Теперь, похоже, история повторяется. Но уже в ядерном варианте.

С какими бы жесткими заявлениями ни выступали сегодня западные лидеры в ответ на агрессивные высказывания Ахмади Нежада, в Тегеране уверены, что до реальных жестких мер дело не дойдет: цены на нефть заставляют Запад действовать в отношении стран-экспортеров с известной осторожностью. К тому же в нынешней ситуации США явно не с руки и рисковать отношениями с иракскими шиитами.

oracle.fast-servers.net

Предыдущая статьяНовый демарш Ирана. Тегеран собирается разрабатывать спорное месторождение