Душанбе попал в сферу влияния разных геополитических сил
04 апреля 2007 Liter.KZ, Наталья Пак
Сегодняшний Таджикистан с нестабильной и слабой экономикой и богатым потенциалом для привлечения инвестиций можно назвать центром пересечения интересов стран евразийского континента. Интересно, что отношение у иностранного бизнеса к этой стране двоякое - и хочется и колется. Антирекламу в этом смысле Таджикистан получил вследствие длившейся несколько лет гражданской войны. Кроме того, нельзя забывать о близости Афганистана к наркотрафику и антитеррористической операции, которая в любой момент может перерасти в боевые действия.
В этом смысле Таджикистан выгоден Западу. С осени 2001 года в душанбинском аэропорту дислоцируется контингент французских военных в рамках участия в контртеррористической операции в Афганистане. Кроме шести истребителей «Мираж» в аэропорту Душанбе находятся три военно-транспортных самолета ВВС Франции. Обслуживают эту технику порядка 400 французских военных. По данным французской стороны, Франция не платит за пребывание своих военных в аэропорту города Душанбе. Взамен было предложено выделить грант и кредит для реконструкции этого аэропорта. Интересно, что буквально на днях Париж усилил свою авиагруппировку в Душанбе, направив туда новейшие истребители Rafale якобы из-за обострения ситуации в Афганистане.
Не исключено, что вскоре в Таджикистане будут дислоцированы истребители МиГ-29 индийских ВВС. Сегодня Дели вложил средства в реконструкцию таджикистанской авиабазы «Айни», которая находится в 10-15 километрах к западу от Душанбе. Индийская компания Border Roads Organisation строит там три ангара. Несмотря на российское военное присутствие в Таджикистане, Индия взялась помочь модернизировать военные самолеты, а также подготовить летчиков и наземный персонал. В Таджикистан планируется направить один из индийских учебных самолетов МиГ-29. Интересно, что с началом реализации Индией этого проекта речь шла о том, что «Айни» будет совместно использоваться Россией, Таджикистаном и Индией. Внимание Дели к бывшей советской республике во многом продиктовано событиями конца 90-х годов, когда незаконные бандформирования проникли из Афганистана на территорию индийского штата Кашмир и развязали там приграничную войну. А потому индийский политический истеблишмент сегодня склонен видеть в неподконтрольном Афганистане угрозу национальной безопасности страны.
Тем не менее Индия далеко не единственная страна, которая в данный момент проявляет особый интерес к Таджикистану. Окончание затяжной гражданской войны и нормализация внутриполитической обстановки в стране создали благоприятные условия для наращивания экономического потенциала республики. В результате в солнечный Душанбе поспешили иранские и китайские предприниматели с инвестиционными портфелями. В связи с этим Россия может потерять перспективный рынок и упустить выгодные экономические проекты. Речь идет о Рогунской гидроэлектростанции. Рогунская ГЭС является шестой, самой верхней ступенью Вахшского каскада, и располагается в 110 км от Душанбе. Подготовительный период строительства ГЭС с установленной мощностью 3600 мВт был начат в 1976 году. В 1987 году началось возведение плотины, высота которой к 1993 году достигла 40 метров. Однако после распада Советского Союза строительство ГЭС было законсервировано, а плотина размыта мощным паводковым потоком.
Споры вокруг строительства ГЭС идут уже не один год. Дело в том, что в 1994 году Москва и Душанбе подписали межправительственное соглашение о достройке Рогунской ГЭС, в соответствии с которым работы должны были вестись на паритетных началах - 50 на 50. На практике соглашение в течение 10 лет так и не было реализовано. В 2004 году в Таджикистан пришла компания «Русский алюминий», однако Душанбе и Москва договорились денонсировать старый договор по Рогуну и начать с чистого листа. Таджикский парламент сдержал слово, а Россия процесс денонсации притормозила. В итоге было подписано соглашение между правительством Таджикистана и РУСАЛом о завершении строительства первого этапа Рогунской ГЭС. Однако за три года Таджикистан и РУСАЛ не смогли прийти к единому мнению по высоте и типу плотины и оценке объема незавершенного строительства.
В то же время некоторые аналитики усматривают в разногласиях россиян и таджикистанцев более глубокие причины. По некоторым данным, возможной причиной охлаждения отношений между Таджикистаном и РУСАЛом является давление Запада. В конце февраля Таджикистан, изыскавший возможность выделить 50 млн долларов на реализацию этого проекта, заявил о намерении вести переговоры с американскими инвесторами о достройке Рогунской ГЭС. В качестве потенциальных партнеров по строительству называют то Китай и Индию, то Иран и Пакистан.
Впрочем, не исключено, что к реализации этого проекта подключится российско-казахстанский Евразийский банк развития (ЕАБР). Недавно в Душанбе побывал председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов, который заявил о готовности вложить до 20 млн долларов в проекты, предлагаемые Таджикистаном. Финогенов рассказал президенту Эмомали Рахмонову, что уставной капитал банка составляет 1,5 млрд долларов, но пока вложено 620 млн долларов с обеих сторон. Таджикская сторона выразила заинтересованность в получении финансирования от ЕАБР в первую очередь в области энергетики, включая строительство Рогунской и Сангтудинской ГЭС. Руководство банка ответило, что пока ориентировочная стоимость проектов, которые оно могло бы финансировать в Таджикистане, составляет до 20 млн долларов. Ожидается, что первый из совместных проектов ЕАБР и Душанбе рассмотрят уже к концу текущего года.