К. Байболов: В случае принятия проекта Конституции, предложенного Алмазбеком Атамбаевым, это будет еще более конфликтный Основной закон, чем нынешний
12.04.07, АЗИЯИНФОРМ
ИА «24.kg». Сопредседатель Союза демократических сил Кыргызстана, член оппозиции, депутат парламента, принявший участие в разработке единого варианта Конституции Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» и Движения «За реформы!» Кубатбек Байболов отвечает на вопросы ИА «24.kg».
- Кубатбек Калбекович, вы опытный политик, скажите, на ваш взгляд, чем может закончиться нынешний митинг оппозиции в Кыргызстане?
- По определению митинги должны заканчиваться предъявлением требований. В кыргызском же обществе бытует мнение: если митинг заканчивается принятием Конституции или захватом «Белого дома», то он успешный. А если нет, то - неуспешный. Должен подчеркнуть, что это абсолютно не верное представление о природе такого вида акций.
Как бы не закончился этот митинг, наличие системного кризиса в обществе очевидно. Нужно прежде всего думать о выходе из него, а не заниматься дискриминацией идеи и подавлением ее.
- Насколько, по вашему, могут быть выполнены выдвинутые оппозицией требования?
- В числе требований есть позиции, в решении которых президент Кыргызстана сам должен быть заинтересован. Это конституционная реформа. Ну а отставка - из менее вероятных. Для меня модернизация системы управления страной, то есть конституционная реформа, - первостепенна по своему значению. Она бы позволила, кстати, отвести вопрос о «кетсин» в разряд малоактуальных.
- Чем вам не нравится вариант Основного закона КР, разработанный рабочей группой под руководством Алмазбека Атамбаева и уже внесенный на рассмотрение в Жогорку Кенеш?
- Во-первых, потому, что это не вариант Конституции, а изменение и дополнение в нелегитимную, так называемую декабрьскую Конституцию. Во-вторых, по существу значительными можно считать лишь три нормы: а) президент теперь освобождает членов правительства по представлению премьер-министра, назначает и освобождает по представлению премьер-министра руководителей административных ведомств и иных организаций исполнительной власти, глав местных и государственных администраций; б) президент теперь сам назначает министра иностранных дел взамен руководителя Государственного комитета национальной безопасности; в) президент освобождает генерального прокурора с согласия Жогорку Кенеша, и в переходном положении премьер-министр избирается парламентом. Если не получится, то назначает сам президент.
Эти три-четыре изменения не меняют авторитарную природу Конституции, и рассматривать это как прорыв в реформе просто несерьезно. А что касается некоторых других изменений в разделе судебной системы, то они обозначены были раньше в нашем проекте. Самое главное в том, что в случае принятия проекта Конституции рабочей группы Алмазбека Атамбаева, это будет еще более конфликтный Основной закон, чем нынешний.
Если сейчас в Конституции заложена конфликтная линия между парламентом и президентом, то в этом проекте закладывается мина между премьер-министром и президентом. Любой деятельный и самостоятельный глава правительства рискует с первых же дней рассориться с президентом, что еще более усугубит и без того кризисное состояние страны. Кто будет страдать от этого? Ответ очевиден.