Казахстан, Азербайджан и Грузия должны быть едины в своих стремлениях: интервью с министром экономического развития Грузии
01.05.08 10:50, Trend Capital
Казахстан, Астана, 30 апреля /корр. Trend Capital К.Конырова/ Эксклюзивное интервью собкора Trend Capital в Астане с министром экономического развития Грузии Екатериной Шарашидзе, которая на днях посетила Казахстан.
- Глава Ассоциации экспортеров Казахстана сказал, что сегодня в ситуации жесткой конкуренции маршрутов, все зависит от того, что нам предложит Кавказ. Обсуждались ли транзитные тарифы для экспортных грузов Казахстана через Грузию во время ваших встреч в Астане?
- Конкретно о размерах тарифов речь не велась. Мы обсуждали возможности транзита казахстанских грузов, в основном, нефти и нефтепродуктов, через Грузию, а именно через наши порты в Батуми и Поти. Кроме этого, мы обсуждали возможности использования имеющихся трубопроводов - это Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) и Баку-Супса. Как известно, есть возможности для увеличения пропускной способности трубопровода BTC. А на трубопроводе Баку-Супса сейчас идут реабилитационные работы.
Кстати, в Поти будет строиться новый порт, так что мощности в ближайшем будущем там будут увеличиваться. Речь также шла о транзите грузов посредством железной дороги через Кавказ.
- В последнее время существуют некоторые проблемы по прохождению казахстанских стратегических товаров (нефти, газа и зерна) по кавказскому коридору. Помниться, полтора года назад во время визита казахстанского премьера Карима Масимова в Тбилиси во время его встречи с Нино Бурджанадзе, грузинский спикер первая подняла вопрос по транзитным тарифам по железной дороге:
- Что касается позиции моей страны, то сегодня Грузия активно проводит политику открытости. Мы делаем все для того, чтобы грузы пересекали нашу страну без препятствий, устраняя все тарифные и административные барьеры. Сегодня многое делается для того, чтобы страна стала более привлекательной для транзита. Строятся дороги, необходимая инфраструктура, мы начали инвестировать в развитие морского порта Поти. И мы стремимся к тому, чтобы региональные транзитные тарифы не были выше, чем по другим направлениям и грузы не уходили через Иран или Россию. И мы работаем над тем, чтобы сделать кавказский коридор привлекательным. На участке Баку-Тбилиси высокие тарифы по железной дороге. И мы ведем переговоры по этому вопросу с азербайджанской стороной. И знаем, что Казахстан и Азербайджан обсуждают эту тему.
Главная наша задача в том, чтобы Казахстан, Азербайджан и Грузия были едины в своем стремлении. Мы считаем, что выработка единой согласованной политики - это на сегодня стратегически важная цель для всех трех стран.
- На какой стадии находится реализация проекта строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс?
- Работы по строительству грузинского участка этой железной дороги начались в конце прошлого года. Все идет по плану. Что касается дивидендов, которые ожидаются от проекта, то они многообещающие. Эта дорога свяжет грузинскую железнодорожную инфраструктуру с турецкой, которая в скором времени соединиться с европейской.
Баку-Тбилиси-Карс станет еще одной возможностью для расширения транзитных потенциалов трех стран - Азербайджана, Грузии и Турции, так как этот путь соединит Азию с Европой.
Завершить ее строительство планируется через два года. И мы уверены, что когда железная дорога заработает, то к нам придет много новых грузов, как из Китая, так и из России.
Главное сегодня - процессы идут очень динамично, мы настроены очень оптимистично в отношении будущего Кавказского коридора.
- Недавно глава крупнейшей нефтедобывающей компании в Казахстане - «ТШО» - Тодд Леви заявил, что с этого года они намерены увеличить объемы добычи нефти, и ее часть пойдет по трубопроводу BTC, либо по железной дороге через Кавказ. И сейчас руководство ТШО ведет переговоры по транзиту дополнительных объемов тенгизской нефти по кавказскому маршруту. Грузия готова к этим объемам?
- Да. Сейчас ведется реконструкция нефтепровода Баку-Супса, который проходит по нашей территории. По сути, там две трубы. Их общая пропускная способность от 10 млн. до 15 млн. тонн в год с возможным расширением до 27 млн. тонн нефти в год.
Нефтепровод сейчас находится под менеджментом компании BP. Как сказали нам в ходе переговоров ее представители, первый этап реконструкции завершится в конце мая или в начале июня этого года.
- Как Вы оцениваете участие Государственной нефтяной компании Азербайджана в энергетическом секторе Грузии?
- У нас очень хорошие отношения с Азербайджаном и, в частности, с ГНКАР довольно хорошо идет наше сотрудничество. Мы покупаем газ у соседей с месторождения «Шах-Дениз». Национальная нефтяная компания Азербайджана развивает у нас в республике газовую сеть и дистрибьюцию. Сейчас она закончили строительство терминала в Кулеви и получили лицензию на год.
- Президент Казахстана на встрече с Михаилом Саакашвили высказал пожелание, чтобы в Казахстан завозились грузинские мандарины и яблоки:
- Мы обсуждали здесь в Астане эту тему с премьер-министром Каримом Масимовым. Речь шла о том, как правительствам двух стран помочь предпринимателям в доставке фруктов из Грузии уже в том сезоне. Урожай у нас намечается богатый. И с нашей стороны мы готовы экспортировать свою продукцию в Казахстан. Буквально три-четыре года назад у нас не было дорог, в сельских регионах отсутствовало электричество. Сейчас все по-другому. Построены дороги, проведено электричество, прекрасный климат. Словом, мы готовы. Теперь все будет зависеть от казахстанской стороны, от объема заказов. Думаю, что коль сегодня эта проблема поднята на уровень двух правительств, то и результаты будут положительными.
- Есть мнение, что развитию многих бизнес-проектов между нашими республиками мешает отсутствие прямого рейса между Тбилиси и Астаной?
- В Грузии проводиться «open sky policy» - политика открытого неба. И все зависит от того, каков спрос на полеты в Казахстан и в Грузию у самих бизнесменов. У нас есть две или три грузинских частных авиакомпании. Одна из них ранее осуществляла рейсы в Алматы и Астану и, насколько мне известно, намерена, вскоре снова их возобновить.
- Не секрет, что в последнее время в СМИ много внимания уделялось дискуссии по вступлению Грузии в НАТО. Одним из аргументов «против» были высказывания о том, что членство в НАТО предполагает для страны, вступающую в альянс немалые расходы. Ваша республика готова к ним?
- Грузия выполнила все условия и необходимые затраты для вступления в НАТО. Что касается военных расходов, то примерно 20 процентов бюджета страны идет на грузинскую армию. И это нормально, на мой взгляд, для развивающейся страны.
Когда мы начали строить наши вооруженные силы, то начинали с нуля. Сегодня наши военнослужащие очень хорошо подготовлены и физически, и технически. Оборона, социальные программы и инфраструктурные проекты - вот три основные статьи расходов Грузии на сегодня. И мы всегда смотрим на ситуацию, которая складывается в настоящий момент. Например, если мы видим, что развитию экономики будет способствовать развитие инфраструктуры, то увеличиваем расходы в этом направлении. А если в последнее время наблюдается продовольственный кризис, то увеличиваем статью расходов на социальные программы.
- Слышала, что сегодня в Грузии при трудоустройстве предпочтение отдается молодым людям, а тем, кому за 50 - сложнее?
- Да, эта проблема имеет место. Речь идет о тех, кто не смог найти свое место в новых реалиях жизни. Сегодня правительство проводит специальные job-тренинги, где себя могут проверить не только молодые, но и люди старшего поколения. Вначале, частные компании дают заявки о том, какие именно специальности им нужны. И правительство проводит трехмесячный семинар, в течение которого люди проходят практику в том или ином частном предприятии, получая за это от правительства зарплату в $200. Это большая подмога, как для компаний, так и для людей: фирма получает дополнительную рабочую силу, а люди гарантированную оплату и возможность проверить себя, и найти работу.
- Как известно, Казахстан занимает третье место по объему инвестиций в экономику Грузии? Но нередко высказывается мнение, что из-за нестабильной ситуации в вашей стране, казахстанские бизнесмены сильно рискуют, вкладывая свои средства?
- В первую очередь, хочу сказать, что надо поменьше смотреть российские телеканалы.
Во-вторых, сегодня Грузия очень серьезно развивается. Так, рост ВВП у нас составил 12,5 процентов, по итогам прошлого года индекс FTI составил $1,7 млрд. Это большая сумма для страны с населением в 4,5 миллиона человек. Мы хотели, чтобы тот стереотип, который сложился о нашей стране, как неустроенной и нестабильной, был развеян. Сегодня вы увидите совсем иную Грузию, чем была лет пять назад. Это абсолютно новая Грузия!
Мы не имеем таких богатых природных ресурсов, как Казахстан, поэтому по аналогии с Сингапуром и Эстонией создали такие условия, чтобы инвесторы любой страны чувствовали себя в Грузии защищенными. У нас самое либеральное налоговое законодательство и трудовой кодекс. Очень простая форма выдачи лицензий. Словом, нет никаких преград для инвесторов. Сегодня Грузия - страна, полностью открытая для инвестиций.
- Как известно, за пределами Грузии живет немало ваших соотечественников, которые входят в список самых богатых людей мира. Вкладывают ли они свои средства в экономику родины?
- Знаете, грузины никогда не рвут своих связей с родиной и всегда поддерживают с ней очень тесные отношения. И не только известные миру грузинские олигархи сегодня вкладывают инвестиции в Грузию, но и обыкновенные люди, которые когда-то выехали и сейчас работают за границей. Речь идет не только о больших, но и о малых бизнес-проектах. Таких примеров сегодня немало.
Как известно, за последние 15 лет из Грузии эмигрировало свыше одного миллиона человек. Особенно сильный отток населения наблюдался с 1999 по 2003 годы. При чем уезжали лучшие представители нации. Лишь в последние два года ситуация стала меняться. И сегодня мы имеем положительное сальдо миграции, которое составило 100 тысяч человек, что для Грузии, население которой превышает 4 миллиона - хорошая цифра.
Люди стали возвращаться на историческую родину, а это лучший показатель тех положительных перемен, которые происходят в стране, это значит, что мы смогли создать такие условия. Кстати, у нас в республике создано целое министерство по работе с диаспорами, деятельность которого направлена на оказание помощи конкретным людям, покинувших страну по разным причинам в разные годы. И наш президент всегда во время своих деловых визитов за рубеж встречается с представителями диаспор. И всегда рассказывает о том, что сегодня делается в Грузии, чтобы привлечь не только старшее поколение, но и их детей. На своем личном примере, могу сказать, что я - одна из тех, кого президент вернул в Грузию.
- Признайтесь, трудно быть женщине министром в Грузии?
- (Смеется). Вы знаете, когда я приехала в Астану, то, увидев, что я женщина, мои казахстанские коллеги, в шутку предложили мне в подарок камчу, которая по их словам, может стать эффективным средством в работе с подчиненными - мужчинами. А если серьезно, то проблем у меня нет. В моем подчинении есть, как женщины, так и мужчины: 50 на 50. Наш президент ценит людей не только по образованию, но и по работе. У нас сложилась хорошая команда молодых людей, нацеленных на подъем отечественной экономики. И на своем примере, мне хотелось бы показать грузинским женщинам, что, имея образование и трудолюбие, можно многого достичь.
Связаться с автором статьи можно по адресу: Capital@trend.az