CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Миллионы долларов из Таджикистана - для британских адвокатов

26 августа 2008

Миллионы долларов из Таджикистана - для британских адвокатов

25 августа 2008 14:39, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство

Эх, хорошо, когда тебя приглашают из Душанбе в Лондон! Посмотреть на Букингемский дворец, Вестминстер, прогуляться по Гайд-парку или набережной Темзы: Кто не мечтает об этом. Вот и радоваться бы Хасану Асадуллозода, которого недавно официально пригласили в столицу Туманного Альбиона. Но не в радость Асадуллозода это приглашение, ведь его, главу «Ориенбанка» пригласил не кто-нибудь, а судья Высокого лондонского суда да еще в качестве свидетеля по нашумевшему «алюминиевому делу», связанному с Таджикистаном.

Тому, кто подзабыл суть этого длящегося уже четыре года разбирательства, коротко напомню его суть.

После того, как распался СССР, Таджикский алюминиевый завод перестал получать глинозем, без которого металл не произведешь. Предприятие оказалось на грани краха. И тут объявился некий Аваз Назаров, который предложил руководству завода заманчивый проект по поставкам глинозема и экспорта алюминия из Таджикистана. Тогдашнего директора завода Абдукадыра Эрматова предложение заинтересовало. И договаривающиеся стороны, как говорится, ударили по рукам:

Глинозем начал поступать на завод через оффшорную компанию Ansol, предприятие «ожило», а первичный алюминий через ту же компанию Ansol вывозили из Таджикистана. Вопросов по такому «сотрудничеству» у властей страны до поры до времени не возникало.

Но со временем вопросы по бурной деятельности двух бизнесменов - Назарова и Эрматова - все-таки появились и главный из них заключался в следующем: почему Ansol получает огромные прибыли, а алюминиевый завод в частности в 1999-2002г.г. работал с убытками? Эрматова отстранили от руководства предприятием. Правда, назначают его заместителем министра торговли Таджикистана. Но в министерском кресле он просидел несколько месяцев: в марте 2005 года Эрматов выехал в Москву и: «растворился» во Вселенной, хотя по слухам он спокойно и довольно-таки безбедно существует в Лондоне. На какие деньги? Как утверждают правоохранительные органы Таджикистана, на «откаты», предложенные ему Назаровым в обмен на «сотрудничество». Так что Генеральной прокуратуре Таджикистана, возбудившей уголовное дело, получить ответы на многие вопросы о работе алюминиевого завода не удалось.

А в мае 2005 года ТадАЗ подал в Высокий суд правосудия в Лондоне иск против Назарова и его компании с требованием от компании Ansol вернуть сумму нанесенного заводу ущерба, который был оценен в 430 миллионов американских долларов. Много воды утекло с тех пор. Таджикский алюминиевый завод, уже стал называться «Талко», у него новые партнеры. Однако лондонский суд все еще рассматривает «алюминиевое дело». В связи с появившимися по нему вопросами в качестве свидетеля и был вызван в Лондон Хасан Асадуллозода, который должен просветить суд по поводу того, куда же уходили деньги, полученные за алюминий?

От явки главы «Ориенбанка» в суд зависит очень многое. Ведь, если он не даст показания, то, по британскому законодательству, ответчик может потребовать закрыть возбужденное против него дела.

Но даже если таджикистанцам удастся выиграть дело и им вернут 430 миллионов долларов, они понесут ощутимые убытки. И не только моральные в виде многолетней судебной нервотрепки, но и материальные.

Таджикистан уже потратил огромные средства на то, что это дело рассматривается лондонским судом. По информации некоторых СМИ, это дело стало самым дорогостоящим в истории английского правосудия. По данным «Financial times», британская юридическая фирма «Herbert Smith», представляющая интересы «Талко» в Лондонском суде, оценила свои услуги и издержки без малого в 50 миллионов фунтов, а это без малого 100 миллионов долларов США.

Если же «Талко» проиграет дело, и не получит 430 миллионов долларов, то все равно оплатит услуги «Herbert Smith» да еще «раскошелится» на оплату издержек ответчика. А представляющая его интересы адвокатская компания «Clyde & Co» намерена выставить счет на 23 миллиона фунтов.

Во всем этом интересна позиция руководства Таджикистана. Ни у кого нет сомнений в том, что деятельность алюминиевого завода всегда находилась в поле зрения правительства. Просто до некоторых пор «схема» реализации алюминия устраивала и отдельных чиновников. Сегодня же все делают вид, что никто не знал о махинациях, что никто не думал, что завод работает себе в убыток, экспортируя большое количество продукции. И теперь непонятно, если «Талко» проиграет дело, кто будет отвечать за огромный ущерб, нанесенный стране, и оплатит услуги и издержки адвокатов обеих сторон, или на это уйдут средства и без того скудного госбюджета? Так или иначе, но «алюминиевое дело» стало еще одним подтверждением того, что власти Таджикистана не в состоянии не только развивать новые производства, но даже нормально контролировать работу тех предприятий, которые еще существуют в республике.

Владимир Смирнов

iamik.ru

Предыдущая статьяМВД Кыргызстана: коррупция и падение нравов
Следующая статьяИРАН: НАПРЯЖЕННОСТЬ В АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТЕГЕРАНА