АЗЕРБАЙДЖАН УВЕРЕННО ПРЕОДОЛЕВАЕТ ВОЛНЫ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО ШТОРМА
Фев. 10, 2009, Zerkalo
У друзей по СНГ проблем куда как больше
А.ФУАД
Денежная политика в странах СНГ спотыкается о мировой финансовый кризис. Россия окажется в продолжительной и глубокой рецессии в этом году, если правительство не откажется от тщетных попыток оказать поддержку национальной валюте, пишет Inopressa.ru со ссылкой на The Guardian. Издание приводит мнения авторитетных экономистов. Рубль на фоне снижения доверия к российской экономике, зависящей от сырьевых товаров, упал до 36,35 рубля за доллар. По отношению к корзине евро-доллар рубль понизился до 40,80, тогда как ЦБ в прошлом месяце установил границы в пределах от 26 до 41 рубля. ЦБ затратил 210 млрд. долларов, или более трети своих резервов в иностранной валюте, чтобы обеспечить постепенность снижения, отмечает издание.
Мэтью Партидж, аналитик Lombard Street Research, заявил: "Россия переживает продолжительный период нисходящего тренда. Однако степень снижения зависит от ответных действий органов кредитно-денежного регулирования и правительства. К сожалению, реакция оказалась контрпродуктивной". Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики и сторонник оппозиционного движения "Солидарность", отмечает, что "мы не хотим терять деньги на защите рубля, он все равно девальвируется. Мы хотим дать деньги непосредственно людям, компенсировать им падение рубля" (NEWSru.com).
Не менее драматично складывается ситуация в Казахстане после девальвации национальной валюты. Казахстан будет бороться с последствиями резкой девальвации национальной валюты административными методами: регулируя цены на продукты питания и лекарства и затрудняя экспорт топлива из страны. Непослушным бизнесменам власти уже грозят закрытием бизнеса, сообщает Reuters. Борьба с ростом цен стала лейтмотивом заседания правительства Казахстана в понедельник. "Соответствующим министрам поручаю: цены на продукты питания первой необходимости должны жестко стоять", - сказал подчиненным премьер Карим Масимов. Стоять, по мнению властей, должны и цены на лекарства, которые "необоснованно" повысили владельцы преимущественно частных аптек страны.
Напомним, на прошлой неделе Нацбанк Казахстана девальвировал курс тенге сразу на 18%. За считанные дни после этого, по данным Министерства индустрии, цены на основные продовольственные товары выросли на 2-12%. После девальвации власти увеличили прогноз роста потребительских цен за этот год до 11,0% с прежних 9%. В прошлом году инфляция сложилась на уровне 9,5%. "Будут приняты самые жесткие меры к тем, скажем так, бизнесменам, которые хотят заработать на спекуляциях. Если надо будет, то и половину (аптек) закроем, если надо будет, откроем государственные аптеки", - сказал министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев. "Эти препараты (подорожавшие) были завезены в Казахстан до девальвации", - добавил он.
Заработать за счет девальвации не дадут и экспортерам топлива. В начале этого года Казахстан снизил пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива почти в два раза, но теперь собирается вернуть их на прежний уровень. Аналитики склонны считать жесткую риторику правительства "пиар-ходом". "Ни к чему хорошему (искусственное сдерживание цен) не приведет, поскольку, если товар импортный, объективно цена на него вырастет", - сказал Ораз Жандосов из Центра экономического анализа "Ракурс". "По-моему, они сами понимают, что все это (что было сказано на совещании правительства) имеет характер психологического воздействия: успокоить народ, показать, что правительство занято делом, с другой стороны, напугать кого надо", - добавил Жандосов, возглавлявший в прошлом Нацбанк страны.
Премьер-министр также предложил Министерству по чрезвычайным ситуациям рассмотреть возможность продовольственной интервенции из стабилизационных резервов, чтобы сбить цены, а министров обязал ежедневно докладывать о ситуации с ценами в стране. "Девальвация показала, что фактически собственного производства в стране нет, - говорит Жандосов. - То есть оно есть, но его очень мало... В среднесрочный и долгосрочный период надо заниматься диверсификацией, которую правительство обещало еще в 2003 году" (NEWSru.com).
В Азербайджане также наблюдается удешевление маната, но не такими темпами, как в других странах СНГ, где на ослабление национальных валют существенное влияние продолжает оказывать падение стоимости нефти, газа и других ресурсов. Однако президент Ассоциации банков Азербайджана Эльдар Исмайлов считает, что у нас таких серьезных изменений в курсовой политике Национального банка, как в Казахстане и Украине, не будет. "Хотя сегодня наблюдается послабление маната, но это ограничивается маленькими изменениями курса национальной валюты по отношению к доллару, - сказал Исмайлов. - Я полагаю, что НБА сделает все, что возможно, для недопущения значительного падения курса маната". Объясняет глава банковской ассоциации это тем, что структура экономики Азербайджана отличается от других стран, и тенденция роста темпов экономического развития продолжает сохраняться ("Тренд").
Впрочем, пока в Азербайджане продолжается тенденция роста золотовалютных резервов, и, похоже, Нацбанк Азербайджана не видит грозовых туч на горизонте. Денежная политика Национального банка (НБА) в 2008 году обеспечила макроэкономическую стабильность в Азербайджане и сохранение необходимого уровня ликвидности в условиях нестабильной ситуации в мире, сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в НБА.
"В 2008 году рост ВВП Азербайджана составил 10,8%, в том числе в нефтяном секторе - 7%, ненефтяном - 15,7%. Более 85% ВВП пришлось на частный сектор. Такой высокий темп роста наблюдался на фоне интеграции мировой экономики, масштабной ее модернизации и институционализации рыночных отношений", - отмечается в отчете НБА об исполнении денежной политики в 2008 году. Согласно отчету, в минувшем году НБА в курсовой политике стал применять бивалютный механизм, при котором интервенция осуществлялась лишь в рамках "коридора вмешательства". По оценкам Международного валютного фонда, Азербайджан перешел от применения "плавающей зависимости" к более либеральному "скользящему коридору". По данным НБА, в 2008 году продолжился процесс роста монетизации экономики, и к началу 2009 года уровень широкой денежной массы составил 42% ВВП.
"На начальных этапах мирового кризиса НБА стал применять превентивные меры, направленные на обеспечение стабильности банковской системы. В этих условиях банкам было рекомендовано проводить более сдержанную рыночную политику. Особое внимание было уделено улучшению качества активов банковской системы", - отмечается в отчете. Как следствие такой политики, в первом полугодии 2008 года учетная ставка рефинансирования поэтапно была увеличена с 13% до 15%, увеличены были также некоторые нормы обязательного резервирования. Во второй половине прошлого года наблюдалась уже обратная картина: НБА трижды снижал учетную ставку - с 15% до 8%, пересмотрел в сторону снижения нормы обязательного резервирования. "По нашим оценкам, только пересмотр обязательных норм резервирования позволил обеспечить банковскую систему ликвидными средствами в 350 млн. манатов", - подчеркивается в отчете.
"В 2008 году на организованном межбанковском кредитном рынке было проведено сделок с манатами на 144,2 млн. манатов, с долларами - 105,1 млн. долларов, с евро - 18,5 млн. евро. В минувшем году объем репо-операций между банками составил 474,6 млн. манатов, что на 87% превысило показатель 2007 года", - отмечается в отчете.
Кредитные вложения в экономику Азербайджана в 2008 году увеличились на 53% - до 7 млрд. 163,2 млн. манатов на 1 января 2009 года. В структуре кредитных вложений на долю просроченных кредитов пришлось 159,8 млн. манатов. При этом в целом в 2008 году банки в Азербайджане выдали кредитов на 9 млрд. 828,2 млн. манатов, тогда как погашено было кредитов на сумму 7 млрд. 346,8 млн. манатов. В результате объем кредитных вложений в экономику на 1 января 2009 года увеличился на 53% - до 7 млрд. 163,2 млн. манатов. В 2008 году 97,6% кредитов было выдано банками (рост на 53,5%), 2,4% - небанковскими кредитными организациями (рост на 36,5%).
На начало текущего года в структуре кредитных вложений на долю государственных банков пришлось 42,3% всех выданных кредитов, на частные банки - 55,3%. При этом 90,5% всех кредитных вложений в 2008 году было осуществлено в частный сектор, 9,5% - в госсектор. В структуре кредитных вложений банков по состоянию на 1 января 2009 года на долю торговли и сферы услуг пришлось 1 млрд. 911,3 млн. манатов (27,3% всех кредитов), на энергетический, химический и сектор природных ресурсов - 855,7 млн. (12,2%), сельское хозяйство и переработку - 261,5 млн. (3,7%), строительство и недвижимость - 461,4 млн. (6,6%), промышленность и производственный сектор - 427,5 млн. манатов (6,1%), транспорт и связь - 669,1 млн. (9,6%), на домохозяйства - 2 млрд. 334,9 млн. манатов (33,4%), остальное - на другие сектора.
Стратегические валютные резервы Азербайджана за 2005-2008 годы увеличились в 7,6 раза - до 18,2 млрд. долларов на 1 января 2009 года, сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в правительстве республики. "В целом, по сравнению с 2007 годом резервы выросли в 2,56 раза. По итогам 2008 года стратегические валютные резервы Азербайджана позволяют замещать 27-месячный импорт товаров и услуг ненефтяного сектора", - сказал собеседник агентства. По его словам, по итогам 2005 года валютные резервы Азербайджана составили 2,4 млрд. и позволяли замещать 8-месячный импорт товаров и услуг ненефтяного сектора. В 2006 году валютные резервы составили 3,9 млрд. долларов (рост на 62,5%) и позволяли замещать 10-месячный ненефтяной импорт. В 2007 году валютные резервы составили 7,1 млрд. долларов (рост на 82%) и позволяли замещать уже 14-месячный ненефтяной импорт. Стратегические валютные резервы Азербайджана формируются из трех источников: активов Государственного нефтяного фонда (ГНФАР), валютных резервов Национального банка и средств Министерства финансов.