CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ИРАН: ЛИДЕР РЕФОРМАТОРОВ ВЫСТАВИЛ КАНДИДАТУРУ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА

11 февраля 2009

ИРАН: ЛИДЕР РЕФОРМАТОРОВ ВЫСТАВИЛ КАНДИДАТУРУ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА

11.II.2009, EURASIANET

В 2008 году американские избиратели проголосовали за президента-реформатора, отвергнув тем самым политику уходящей администрации, доминирующие позиции в которой занимали неоконсерваторы, проводившие разрушительную внутриэкономическую политику и впутавшие страну в изматывающие кампании за рубежом. Теперь, в 2009 году, аналогичная предвыборная модель может развиваться и в Иране, где видный представитель реформаторов - экс-президент Мохаммад Хатами - официально заявил о своих притязаниях на пост президента, которого будут избирать в Иране в этом году.

Политическая система Ирана гораздо менее гибкая и прозрачная, чем в США. Это означает, что несмотря на широко распространенное разочарование действующим президентом Махмудом Ахмадинеджадом, политическая трансформация в Исламской Республике Иран представляется труднодостижимой. Но, по мнению экспертов и лиц, близких к политическим кругам, Хатами никогда бы не включился в предвыборную борьбу, если бы не полагал, что у него есть хоть небольшой, но шанс. В 1997-2005 годах Мохаммад Хатами два срока подряд занимал высший руководящий пост в Иране. "У Хатами были большие сомнения по поводу выставления своей кандидатуры, - рассказал EurasiaNet один представитель реформаторов за несколько дней до официального объявления Хатами о выдвижении своей кандидатуры на пост президента 8 февраля. - Но Хатами, как и многие другие посвященные, считает, что у него есть крошечный, но шанс одержать победу на этих выборах".

Популярность Ахмадинеджада в обществе падает обратно пропорционально темпам роста инфляции в стране. Экономика хромает на обе ноги, а на международной арене у Тегерана остается все меньше друзей из-за своей воинствующей позиции в вопросе о ядерной программе. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Но Ахмадинеджад - который пользуется поддержкой главным образом среди иранских неоконсерваторов, представляющих силовые структуры, в частности Корпус стражей исламской революции, располагает многочисленными сторонниками в разнообразных невыборных институтах, играющих большую роль в управлении страной.

Особого упоминания достоин тот факт, что политика Ахмадинеджада пользуется решительной поддержкой верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. Горой стоят за президента и блюстители идей Исламской революции 1979 года, подобные КСИР и ополчению "Басидж". Вместе взятые, эти сторонники жесткой линии контролируют миллионный электорат. Политика Ахмадинеджада, хоть и разрушительная с экономической точки зрении, тем не менее пользуется успехом у жителей обедневших сельских районов страны. Таким образом, на предстоящих выборах президент сможет опереться на внушительные группы избирателей.

Кроме того, за три года пребывания у власти Ахмадинеджад и его соратники постарались перекроить всю систему власти. Они ужесточили политическую обстановку в стране, одновременно проводя политику, направленную на свертывание социальных и культурных свобод. В результате люди, желающие сегодня бросить вызов существующей системе, наталкиваются на гигантские препятствия на своем пути. И первым из таких препятствий является Наблюдательный совет, ведающий отбором кандидатов на руководящий пост, который сторонники жесткой линии активно использовали в ходе последних избирательных кампаний с тем, чтобы отстранить от выборов кандидатов от реформаторов. И действительно, хоть Хатами уже и занимал пост президента, его кандидатура будет вновь рассматриваться Наблюдательным советом, который может его и дисквалифицировать.

В ходе самой предвыборной кампании административный ресурс позволит администрации Ахмадинеджада мобилизовать национальные СМИ на борьбу против всех и каждого из конкурирующих кандидатов.

Хатами прекрасно осознает способность подконтрольных неоконсерваторам СМИ пустить под откос всю его кампанию. После своего прихода к власти в 1997 году Хатами пришлось противостоять организованным нападкам со стороны праворадикальных элементов, которые в конце концов и застопорили процесс реформирования во второй срок его пребывания у власти, а затем способствовали смещению Хатами с занимаемого поста, когда в 2005 году Ахмадинеджад одержал над ним внушительную победу на выборах.

В недели, предшествовавшие официальному выдвижению своей кандидатуры, Хатами публично говорил о своем намерении баллотироваться на пост президента. И практически сразу же соратники Ахмадинеджада открыли против него в прессе очернительную кампанию.

В середине января в одной из газет, являющихся рупором сторонников жесткой линии, были опубликованы фотографии Хатами, пожимающего руки женщинам без чадры. Целью этой публикации было спровоцировать неодобрение в адрес Хатами среди избирателей из консервативных религиозных кругов. Другая газета напечатала, что университетский диплом Хатами якобы является подделкой. Еще одна газета под названием "Ebrat", распространяемая в мечетях во время пятничной молитвы, опубликовала карикатуру, в которой Хатами изображен марионеткой дяди Сэма, получающим долларовые купюры. Под карикатурой значилось: "Новый Шах Султан-Хусейн" - аллюзия на персидского правителя начала XVIII века, чья беспомощная политика привела к падению династии Сефевидов и переходу исконно персидских земель Оттоманской Турции.

Выдвигая свою кандидатуру, Хатами не мог не осознавать, что нападки на него лично после этого шага лишь активизируются. "Он знает, что станет мишенью для злобных нападок решительного и безжалостного противника, - подчеркнул представитель реформаторов, пожелавший остаться неназванным. - Это будет продолжаться многие месяцы. Никому не понравится участвовать в предвыборной борьбе в подобной обстановке".

Среди окружения Хатами разгорелась бурная дискуссия о том, выставлять или не выставлять ему кандидатуру на пост президента, добавил наш собеседник: "Многие люди считали, что принять участие в выборах для Хатами равносильно политическому самоубийству. Реформаторы же, выступавшие за участие в выборах, отмечали, что этот шаг позволит вновь пробудить определенную часть электората к участию в политической жизни".

Электоратом Хатами считаются представители прогрессивного городского населения, выступающие за модернизацию экономики и открытость Ирана по отношению к внешнему миру. Именно этот городской электорат принес ему победу в 1997 и 2001 годах, но постепенно разочаровался в администрации, не сумевшей реализовать обещанные реформы. Эти прогрессивные избиратели впали в апатию в 2005 году и с тех пор сторонятся участия в политическом процессе. Так, например, на парламентских выборах 2008 года все 30 мест от Тегерана получили кандидаты от консерваторов, хотя некоторые из них набрали лишь 12 процентов голосов.

По мнению некоторых экспертов, приход в Вашингтоне к власти администрации Обамы, обещавшего изучить пути налаживания сотрудничества с Тегераном, вкупе с ощущением уязвимости положения Ахмадинеджада, могут дать новый импульс сторонникам прогрессивного мышления Ирана при условии, что Хатами грамотно построит свою предвыборную кампанию. Такой взгляд озвучил недавно в интервью один из главных теоретиков реформаторов, Алиреза Реджаи. "Выборы дадут нам уникальную возможность, которую ни при каких обстоятельствах нельзя упускать", - отметил он. Реджаи также добавил, что для реформаторов открывается возможность направить свое недовольство в "нужное русло" и вновь сделать иранскую политику открытой.

Но одни реформаторы вряд ли смогут одержать победу над Ахмадинеджадом. Возможность, усматриваемая Реджаи и иже с ним, главным образом связана с разочарованием действующим президентом в рядах консерваторов. Например, многие консервативные религиозные деятели, в прошлом поддерживавшие Ахмадинеджада, в последнее время выражают все большую озабоченность наблюдаемой у президента тенденцией назначать на властные посты своих сторонников, имеющих отношение к Корпусу стражей исламской революции, одновременно лишая духовенство многих рычагов воздействия. Возможно, прозорливейший из сегодняшних политиков Ирана - аятолла Акбар Хашеми Рафсанджани - уже воспользовался растущим недовольством в кругах традиционалистов и консерваторов с тем, чтобы укрепить свои политические позиции.

Тактического союза реформаторов и консерваторов может оказаться достаточным, чтобы отобрать у Ахмадинеджада новую победу на выборах. Консервативные элементы сыграют решающую роль в том, чтобы не дать фальсифицировать избирательный процесс с помощью невыборных институтов, таких как Наблюдательный совет.

Подобный предвыборный альянс может подготовить почву для участия в выборах другого кандидата в президенты - Мира Хоссейна Мусави, занимавшего с 1981 по 1989 гг. пост премьер-министра страны. Большую часть последнего двадцатилетия Мусави, чья репутация является привлекательной как для реформаторов, так и для консерваторов, сторонился политической арены. Но в последнее время сторонники Мусави выдвинули предположение, что он может покончить со своей политической самоизоляцией и бросит вызов Ахмадинеджаду. Если такое произойдет, то, по мнению экспертов, Хатами скорее всего снимет свою кандидатуру, чтобы реформаторы и традиционалисты могли выступить единым фронтом в поддержку одного кандидата.

9.II.2009 © Eurasianet

eurasianet.org

Предыдущая статьяКурманбек Бакиев: В Кыргызстане нет никаких предпосылок для девальвации национальной валюты
Следующая статьяКонцепция коллективной безопасности в центральноазиатском контексте. Ч.1