CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

"Globe & Mail": Китайская активность в Афганистане привлекает внимание запада

2 мая 2009

"Globe & Mail": Китайская активность в Афганистане привлекает внимание запада

02.05.2009 13:18 Zpress.kg

Дракон в Гиндукуше: Интересы Китая в Афганистане

Похоже, что Китай стремится наладить тесные связи с пост-талибанским Афганистаном. Между тем Афганистан, несомненно, также заинтересован в китайских инвестициях, поскольку он стремится диверсифицировать свои международные отношения от Запада. Однако возрастающий интерес Китая к Афганистану создает множество последствий - в Афганистане, Китае и во всем регионе.

Есть три причины, которые могут объяснить возрастающую вовлеченность Китая.

Во-первых, Китаю требуются природные ресурсы из-за границы для того, чтобы подпитывать его быстрорастущую экономику. Афганистан обладает значительным набором природных ресурсов. В 2008 году китайская корпорация «Jiangxi Copper Co» совместно с металлургической корпорацией «Metallurgical Group Corp» инвестировали приблизительно 3,5 млрд. долларов США в целях приобретения 100% прав на афганское месторождение руды «Айнак», которое является самым крупнейшим в мире неразработанным месторождением меди. Этот контракт стал большой победой для Китая, который является самым крупнейшим потребителем меди.

Во-вторых, и Китай, и Афганистан имеют общий интерес в борьбе против экстремизма, терроризма и сепаратизма. Для Пекина эти «три зла» связаны в первую очередь с китайской провинцией Синьцзянь, которая граничит с Афганистаном общей протяженностью 76 км и населено уйгурскими мусульманами. Как сообщает Пекин, с конца 1990 г.г. члены Восточно-туркестанского исламского движения выезжали в Афганистан из Синьцзяня для того, чтобы пройти обучение и получить поддержку «Талибана» и «Аль-Каиды», а затем вернуться в Китай и совершать террористические акты в попытке добиться независимости.

Такой исход недопустим для Китайской коммунистической партии, чья законность отчасти опирается на способности держать страну объединенной. Потеря провинции Синьцзянь могла бы «приободрить» Тибет в борьбе за автономию, если не потребовать полной независимости; это также могло бы способствовать тому, что Тайвань объявил бы о своей независимости. В результате, Китай усилил безопасность своих границ в этой области. Его намерения обезопасить свою границу со стороны Афганистана пока остается неизвестным.

Наконец, устойчивый Афганистан может помочь Китаю в достижении его более широкомасштабных региональных интересов. Привнесение стабильности и безопасности в Афганистан потребует прекращения материальной и территориальной поддержки, которую обеспечивают пакистанские боевики в регионе афгано-пакистанской границы; это могло бы оказать помощь в выживании режима в Пакистане, который остается в дружеских отношениях с Китаем. Более того, это может помочь защитить стратегические и экономические интересы Китая в Пакистане, который граничит с Афганистаном. Китай инвестировал значительные средства в стратегически важный морской порт Гвадар в провинции Белуджистан в Пакистане, который граничит с нестабильным юго-востоком Афганистана. Порт расположен в 400 км к востоку от Хормузского пролива, через который проходит 60% ввозимой в Китай нефти. Также порт предоставляет Китаю передовую операционную базу, благодаря которой страна проектирует свою морскую власть и обеспечивает безопасный ввоз своего энергетического импорта по морю. В стадии изучения находится строительство новой железной дороги, соединяющей месторождение «Айнак» с Гвадаром, и строительство другой железной дороги, которая будет соединять Гвадар с китайской западной железной дорогой в провинции Синьцзян.

Наличие другого игрока в сегодняшней «великой игре» Афганистана вызывает как надежду, так и беспокойство. Пекин заинтересован в стабильном и безопасном Афганистане, так как он обеспечивает условия для разработки ресурсов. В ближайшей перспективе, похоже, что Китай получит дополнительный бонус от предоставления гарантий НАТО и Кабулом. К примеру, безопасность месторождения «Айнак» обеспечивается американскими и афганскими военными.

Все это может перерасти в более целенаправленную интервенцию, если Китай почувствует, что его интересы не могут быть гарантированы; он также может оказать давление на Пакистан сдерживать экстремистские элементы на афганско-пакистанской границе. Всё это могло бы улучшить ситуацию в целом, обеспечив возможность сотрудничества между китайскими и западными силами. В любом случае, аспекты безопасности, несомненно, станут более важной причиной для принятия решения о дальнейшем инвестировании в Афганистан.

Есть также и потенциально отрицательные последствия. Активизация Китая заграницей должно быть основано на том, чтобы позволить странам развиваться в социальном, политическом и экономическом аспекте в их собственном темпе и своим собственным путем. Чрезмерное вовлечение Китая может придержать социальное и политическое развитие Афганистана. Активность может вызвать беспокойство у конкурента Китая в лице Индии относительно того, что она может быть ограждена от запада.

Однако независимо от того, каким, в конечном счете, окажется участие Китая в Афганистане, мы должны обратить на это внимание, поскольку это - часть мира, куда мы инвестировали много крови и сокровищ.

Томас Адамс - сотрудник отдела стратегических изучений Канадского Международного совета в Торонто. Арнав Манчанда - политолог в области обороны Конференции Объединений обороны в Оттаве.

Томас Адамс, Арнав Манчанда,

«Globe and Mail», 20 апреля 2009 года,

Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяС.Кожемякин: 1 мая - праздник борьбы и труда, как никогда актуален в современном Кыргызстане
Следующая статьяХроника Туркменистанa