Средняя Азия получила команду «В ружье!»
21.10.2009 г., ВЕСТИ.UZ
На днях официальный представитель посольства США в Астане Том Таннер заявил, что американцы договорились о транзите военных грузов через Узбекистан и Казахстан. Еще раньше согласие на это дали Россия и Киргизия.
Первоначально северный маршрут, получивший в натовской терминологии название «северная сеть поставок», был строго предназначен только для снабжения войск коалиции и восстановления страны, Однако постоянные атаки талибов на Хайберскогоий проход в Пакистане привели к перебоям поставок и потерям натовцев.
НАТО сделало ставку северный маршрут после избрания президентом США Б. Обамы. В Москве в июле было достигнуто соглашение о транзите военных грузов через Россию по железной дороге и самолетами. По данным Госдепартамента США, в октябре этого года уже состоялся пробный пролет. А военные эшелоны из Риги пошли еще раньше.
Помимо США, Россия разрешила транзит военных грузов и Франции, Испании, Германии. С Узбекистаном вопросы военного транзита обсуждались в ходе состоявшегося в середине октября визита в эту республику помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберта Блэйка.
Таким образом, «северная сеть поставок», призванная обезопасить коммуникации НАТО в Афганистане от атак талибов, приобретает все более четкие очертания.
В тоже время, по словам директора центральноазиатского проекта Международной кризисной группы Пола Квин-Джаджа, новая сеть поставок становится «вожделенной целью для исламских боевиков, особенно для Исламского движения Узбекистана (ИДУ), боевики которого возвращаются из пакистанских тренировочных лагерей обратно в Центральную Азию».
«Проблема с северной сетью поставок очевидна - она превращает Центральную Азию в составляющую театра военных действий», утверждает политолог.
Вполне возможно, что война уже началась. Налицо вспышка активности фанатиков на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, которую можно было наблюдать в конце весны - начале осени этого года. В середине мая неожиданно началась операция сил безопасности Таджикистана по ликвидации вернувшегося из пакистанской Зоны племен отряда бывшего полевого командира, представителя «непримиримой» таджикской оппозиции Мулло Абдулло. В конце мая было совершено нападение на блокпост и здание ОВД и Службы национальной безопасности в расположенном на границе с Киргизией узбекском Ханабаде. Позднее серия взрывов, организованных террористами-смертниками, была совершена в областном центре - Андижане. Власти обвинили в нападениях «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Однако позднее ответственность за теракты взяла на себя малоизвестная организация «Союз исламского джихада», отколовшаяся в 2002 от ИДУ и, по сведениям пакистанских разведывательных служб, более близкая к «Аль-Каиде».
Именно «Союз исламского джихада» стоял за серией терактов в Ташкенте и Ташкентской области в 2003-2004 гг., в результате которых погибли несколько десятков человек.
В июле, накануне президентских выборов в Киргизии, две операции по ликвидации боевиков были проведены в граничащих с Узбекистаном Джалал-Абадской и Ошской областях республики. 29 августа в Ташкенте боевики были блокированы спецназом в одном из жилых домов старого города недалеко от мечети «Кукча». По неофициальным данным, в перестрелке было убито трое фанатиков, ранения получили от четырех до шести сотрудников милиции.
По словам Пола Квин-Джаджа, «можно предположить, что те, кто привечал ИДУ в Южном Вазиристане, будут подталкивать группировку вернуться обратно и перенести военные действия в Центральную Азию. Я нисколько не удивлюсь, если в ближайшие несколько месяцев боевики в той или иной форме откроют боевые действия (в Центральной Азии)».
Точное количество участников военных формирований ИДУ в Афганистане и Пакистане неизвестно. В середине сентября секретарем администрации пакистанской Зоны племен Хабибуллой Ханом Хаттаком было распространено заявление о том, что в Северном и Южном Вазиристане скрываются не менее пяти тысяч боевиков. Позднее эти данные были подтверждены пакистанским сенатором Мухаммадом Ибрагим Ханом. Если эта информация верна хотя бы отчасти, то последствия диверсионных действий ИДУ и родственных ей организаций в Центральной Азии могут быть очень серьезными.
И это напрямую затрагивает интересы России, ведь Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - это члены Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В соответствии с 4-й статьей договора вооруженное нападение на одного из его участников расценивается как нападение на всех участников, которые обязаны предоставить ему «необходимую помощь, включая военную», а также оказать «поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону».
Признаки дестабилизации на севере Афганистана уже заметны. В начале сентября талибы захватили две топливных цистерны в районе Чар-Дара северной провинции Кундуз, которые следовали из Таджикистана через построенный американцами на границе мост «Нижний Пяндж». Цистерны были перевезены талибами к селу Омар-Хейл в 20 км к югу от Кундуза, после чего американские ВВС по просьбе дислоцированных на севере Афганистана сил бундесвера сбросили на них полтонны бомб. По данным правозащитных организаций в результате этого налета погибло как минимум 60 мирных жителей, что, безусловно, способствовало росту в провинции антиамериканских настроений. В середине сентября войска натовской коалиции и афганские правительственные силы предприняли наступление против сконцентрированных на севере Афганистана узбекских боевиков. 12 сентября был проведен рейд близ села Торбах-Каш к северо-востоку от Кундуза. Однако результаты операции оказались весьма скромными. По сообщению пресс-службы Международных сил содействия безопасности (ISAF) в ходе операции был ликвидирован «ряд боевиков, вооруженных автоматами и винтовками», и обнаружены склады оружия, «включая гранатометы». Внимание властей на ухудшение военно-политической обстановки обращал и губернатор соседней с Кундузом провинции Балх Атта Мохаммад Нур. По его словам, которые цитирует «EurasiaNet», в самой провинции ситуация остается сравнительно спокойной, однако в окружающих ее районах, особенно Кундузе, обстановка все более ухудшается.
Ситуация обостряется национальным фактором. Пуштуны, пострадавшие от таджикских и узбекских вооруженных формирований после начала в 2001 г. операции США в Афганистане, теперь хотят отомстить.
Словом, нужно быть начеку, иначе Центральная Азия может вскоре превратиться в поле боя с бандитским отрепьем. И вся надежда тут на ОДКБ. Американцы и их союзники, которые уже начали разбегаться по домам, слишком завязли в самом Афганистане: