CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

rosvesty.ru

Восток - дело долгое :: РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ

30 декабря 2009

Восток - дело долгое

30.12.2009, РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ

В Узбекистане после годичной паузы появился российский посол

Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Узбекистан назначен экс-директор Департамента СНГ МИД РФ Владимир Тюрденев. С одной стороны, место российского посла в этой среднеазиатской стране пустовало свыше года, что демонстрирует сложность российско-узбекистанских отношений. С другой стороны, весомый политический статус нового представителя нашей страны в Узбекистане позволяет надеяться на их качественное развитие.

Бывший посол России в Узбекистане Фарит Мухаметшин был в октябре 2008 года назначен руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Для того, чтобы определиться с фигурой его преемника, российскому руководству понадобилось более года. Все это время наша страна была представлена в Узбекистане лишь временным поверенным в делах. Такое снижение статуса представительства на долгое время свидетельствует, как правило, о неурядицах в двусторонних отношениях. Наглядным примером является Украина, где уже долгое время отсутствует посол РФ.

Впрочем, Тюрденев представляется достойным выбором. В течение последних нескольких лет этот кадровый дипломат служил послом РФ в Бразилии, а до этого занимал должность директора Департамента СНГ МИДа. Следовательно, является самым главным специалистом в российской дипломатии по ближнему зарубежью, к коему относится и Узбекистан. Поэтому эксперты оценили назначение Тюрденева как намерение Кремля усилить восточный вектор российской внешней политики.

Командируя Тюрденева в Ташкент, Президент Дмитрий Медведев отметил особенность его миссии, определяемой ролью страны назначения. Медведев назвал ее «исключительно важным для нас направлением работы. Узбекистан - наш крупнейший партнер в Центральной Азии и государство, которое динамично развивается. От того, насколько добрыми и полноценными будут наши отношения с руководством этой страны, зависит во многом успех российской политики в Центральной Азии».

Одна из причин такого особо пристального отношения Кремля к этой стране кроется в ускоренном развитии ее сотрудничества с США, в том числе военного. США уже помогают Узбекистану в модернизации армии и рассчитывают на использование его военных баз. Другая причина - в новом магистральном газопроводе Туркмения-Казахстан-Узбекистан-Китай, который торжественно запустили президенты стран - участниц проекта.

Россия, разумеется, не желает уступать свои позиции в Центральной Азии Западу и Китаю. Однако пока ее позиции крайне размыты. По словам эксперта по вопросам Центральной Азии, России и Китая Владимира Парамонова, до сих пор Россия «уделяла мало внимания восточному вектору, используя его лишь в тактических целях балансирования с Западом. Но пока Россия не уяснит себе, что для ее развития и выживания этот вектор необходим, с восточного направления у нее не будет надежного тыла». По его мнению, страны Центральной Азии будут продолжать проводить политику балансирования, как это делает и сама Россия. Китай же использует ситуацию, продвигая исключительно свои интересы.

По словам политолога, эксперта по проблемам постсоветского пространства Зураба Тодуа, «эффективность политики того или иного государства в этом регионе во многом зависит от позиции Ташкента». Об этом, по мнению эксперта, свидетельствуют и отмена Западом экономических санкций против Узбекистана, введенных после событий в Андижане в 2005 году, и повышение его роли в антитеррористической операции в Афганистане, и перспективные планы транспортировки энергоносителей.

В конце декабря состоялся визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Ташкент, в ходе которого он встретился с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Последний назвал приезд российского министра иностранных дел «очень своевременным и долгожданным», добавив: «Благодаря этому мы имеем возможность обсудить вопросы, которые тормозят развитие наших отношений». Среди этих главных проблем - и роль России в решении водно-энергетических проблем в Центрально-Азиатском регионе, и планы по размещению на юге Киргизии российской военной базы, и формирование в регионе Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, узбекистанские власти выступают категорически против строительства гидроэлектростанций соседними странами на общих реках, опасаясь уменьшения объемов воды, необходимой для орошения поливных земель. А Россия, вразрез с этой позицией, выделила кредит почти в 2 млрд долларов на строительство Камбаратинской ГЭС в Киргизии, что не могло не вызвать негативной реакции в Ташкенте.

Кроме этих политических проблем, есть еще и две экономические. Одна из них связана с тем, что российские компании, работающие на узбекском рынке, связаны по рукам ограниченной конвертацией иностранной валюты. Практически вся их прибыль, получаемая в узбекских сумах, лежит мертвым грузом в банках Узбекистана.

Другая проблема состоит в неурегулированном узбекском долге перед Россией в сотни миллионов долларов, который завис еще с середины 1990-х годов. Узбекистану, который Россия тогда, как и другие постсоветские страны, вынудила выйти из рублевой зоны, приходилось брать технические кредиты, чтобы остаться на плаву. Со следующего года проблемой этого долга будет заниматься межправительственная российско-узбекская комиссия, заседание которой должно состояться в начале года в Ташкенте.

По всем этим политическим и экономическим вопросам двум странам еще предстоит найти взаимопонимание. Но, как выразился Каримов, «возникающие проблемы и противоречия- явление естественное для изменяющегося мира, а в Центрально-Азиатском регионе они вполне обусловлены характером быстро развивающейся ситуации». Как заметил Каримов, «потенциал двустороннего сотрудничества, накопленный Россией и Узбекистаном, настолько богат, что Москва и Ташкент не имеют права не использовать его».

Более того, российский посол был представлен главе Узбекистана в обход принятых дипломатических процедур. Лавров прибыл на встречу в резиденцию президента Узбекистана вместе с Тюрденевым, хотя процедура вручения агремана, с чего и начинается деятельность посла в стране пребывания, еще не состоялась. Со своей стороны Лавров заявил: «Мы высоко ценим отношение в Узбекистане к нашей совместной истории и русскому языку, который широко преподается в системе высшего и среднего образования, используется в печатных и электронных СМИ вашей страны». Кроме того, российский министр выразил признательность «за созданную в Узбекистане атмосферу межконфессиональной толерантности, поддержку деятельности без каких-либо ограничений Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви».

Сегодня стороны стараются убрать раздражающие друг друга моменты. Недавно генсек ОДКБ Николай Бордюжа опроверг давно обсуждаемые планы открытия новой российской базы в Киргизии, вызывавшие недовольство узбекистанских властей. В Кремле, судя по всему, возобладало понимание необходимости стратегического сотрудничества с этой страной.

По мнению экспертов, для Узбекистана позиция России важнее, чем позиции других ведущих политических игроков.

Автор - Дария Поле

rosvesty.ru

Предыдущая статьяРоссия: Леопарды из Туркмении, подаренные В.Путину, живут в Сочи нелегально - Фергана.Ру
Следующая статьяCA-NEWS : Мажилис РК рассмотрит Соглашение о сотрудничестве с Францией в аэрокосмической сфере