Женщины Таджикистана надеются на политические перемены
25 февраля 2010, 10:58, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Женщины Таджикистана пытаются переломить установившиеся в стране стереотипы и доказать, что их место не только на кухне бытовой, но и политической.
Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе
Женщины Таджикистана вступили в жесткую борьбу за парламентские кресла. Пытаясь сохранить свое представительство в Маджлиси намояндагон (нижней палате национального парламента) и местных законодательных органах республики, они заявляют, что им сложно вести борьбу за депутатский мандат по сравнению с мужчинами. В действующем парламенте из 63 депутатских мест около 10 занимают женщины.
Парламентские выборы назначены на 28 февраля. В этот же день в стране назначены выборы в местные законодательные органы. Доля женщин-кандидатов в депутаты Маджлиси намояндагон по сравнению с прошлыми выборами практически не увеличилась и осталась на уровне 15-16%. Из 220 зарегистрированных кандидатов в депутаты в национальный парламент 37 женщин, из которых 15 выдвинуты по партийным спискам и 22 - по одномандатным округам. На парламентских выборах 2005 года было выдвинуто 34 женщины.
Ни одна партия не вышла на уровень 30% представительства женщин среди общего числа выдвинутых кандидатов, за исключением Социалистической партии Таджикистана (СПТ), которая включила в свой партийный список, состоящий из трех человек, одну женщину.
Необходимы перемены
Доцент кафедры истории и теории журналистики и электронных средств массовой информации Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) Алла Куватова баллотируется в маджлис народных депутатов района Сомони города Душанбе. По ее словам, в Таджикистане среди женщин существует «чувство неуверенности», так как политика «остается тяжелым словом».
«Женщина сейчас взвалила на себя весь груз проблем, когда ее супруг выезжает на заработки за рубеж», - говорит она. Основные цели и задачи предвыборной программы Куватовой вытекают из принятой предвыборной программы правящей Народной демократической партии Таджикистана (НДПТ).
Она отмечает, что в ходе избирательного процесса существуют барьеры. «Меня поддерживают мужчины, но не везде на меня смотрят одинаково», - говорит Куватова, добавив, что «необходимы перемены».
Зарина Раджабова, декан факультета Таджикского технического университета, одновременно являющейся замдиректора общественной организации «Женщины с высшим образованием», баллотируется в маджлис народных депутатов столичного района Шохмансур.
Она заверяет, что не сталкивается с проблемами в ходе предвыборной агитации. «Я думаю, что от того как мы будем активны, зависит количество женщин в парламенте. Мы должны показать себя, на что мы способны», - считает Раджабова.
Власти будут продвигать своих
Председатель коалиции общественных объединений «От равенства юридического - к равенству фактическому» Татьяна Бозрикова сообщила, что вмешательство властей в избирательный процесс может стать причиной сокращения представительства женщин в законодательный орган.
«Хотим мы этого или не хотим, они [местные органы государственной власти - CA-News] будут продвигать членов НДПТ. Это проблема не только женщин, когда вступает в силу административный ресурс», - заявляет она.
Бозрикова считает, что для лоббирования интересов той или иной группы, необходимо чтобы представительство было обеспечено на уровне 30%. Однако, по ее словам, достижение этого уровня в парламенте нового созыва «мало вероятно».
«Мы беспокоимся, чтобы количество женщин в парламенте не уменьшилось, - говорит она. - По партийным спискам их пройдет не очень много».
Специфические интересы и потребности
Коалиция считает, что чем больше женщин в парламенте, тем больше уверенности в том, что будут приняты новые законы и нормы, направленные на расширение доступа граждан к образованию, медицинским услугам, получению земли, обеспечению фактического равноправия женщин и мужчин, предотвращение насилия в отношении женщин.
«Мужчины-депутаты не могут в полной мере учесть интересы женщин, так как женщины и мужчины по-разному воспринимают и оценивают существующие проблемы, по разному находят пути их решения. Необходимо учитывать, что у мужчин и женщин существуют не только общие, но есть и специфические интересы и потребности», - считает Бозрикова.
Коалиция призывает голосовать за женщин не только потому, что они женщины, а потому, что среди них есть «профессионалы и смогут отстоять интересы своих избирателей». Из 10 женщин-кандидатов в депутаты из числа членов коалиции четыре имеют два высших образования, два юриста, два экономиста, два кандидата наук, одна доктор наук и профессор.
Мужчины продолжают доминировать
Бозрикова подчеркивает, что в Таджикистане до сих пор существует стереотип - «женщина должна рожать детей». «Ей с детства внушают, что ее место на кухне и воспитание ребенка», - говорит она.
Женщины в сельской местности зачастую не ходят на выборы. Вместо них вопреки законодательству ходят мужчины. «Женщины имеют право голоса, но не всегда им пользуются», - говорит Бозрикова.
Коалиция отмечает, что, несмотря на предпринимаемые усилия президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и правительством республики по продвижению женщин на руководящие посты и государственные гарантии равного представительства во всех ветвях власти, в сфере принятия решений в беднейшей на постсоветском пространстве стране «продолжают доминировать мужчины».
«У нас в законодательстве нет положений, дискриминирующие права женщин, - добавляет Бозрикова. - Мы хотели бы, чтобы эти нормы были не только на законодательном уровне, но и реализовывались реально».