Голодная война
9 июля 2010г. ? 27 (905), Деловая Неделя, Казахстан
Нигора Юлдашева, Ташкент
Узбекистан пытается заставить Таджикистан прекратить строительство ГЭС
На этой неделе на юге Узбекистана прошло сразу несколько митингов и пикетов жителей приграничных районов Сурхандарьинской области, требовавших прекратить вредоносное воздействие промышленных выбросов, долетающих до них из труб завода «Таджикской алюминиевой компании» (ГУП ТАЛКО) в городе Турсунзаде. Протестные акции, проходившие при заметном участии Экологического движения - новой фракции в парламенте Узбекистана, несмотря на их решительный характер, проходили без всяких эксцессов и конфронтации с местными правоохранительными структурами, и завершились массовым сбором подписей с обращением к международным организациям.
САНКЦИОНИРОВАННЫЕ ПРОТЕСТЫ
По сообщению пресс-службы Экологического движения Узбекистана, 5 июня в сельском сходе граждан Телпакчинор Узунского района Сурхандарьинской области прошел митинг с участием более 500 местных жителей, в том числе активистов районного комитета женщин, молодежной организации «Камолот», отделений общественных фондов «Махала» и «Соглом авлод учун», а также сотрудников медицинских и природоохранных учреждений. Выступавшие говорили о необходимости принятия Таджикистаном конкретных мер по прекращению негативного воздействия алюминиевого производства на окружающую среду и здоровье жителей приграничных районов Узбекистана. В руках митингующие держали лозунги «Матери Сурхандарьи против вредного алюминиевого производства!», «Таджикская алюминиевая компания - очаг экологической катастрофы!», и подобные. Учитель истории Шамсиддин Ниезов на таджикском языке призвал руководство Таджикистана не усугублять экологическую ситуацию в регионе. Врач Дилором Тураева заявила об участившихся случаях рождения физически неполноценных младенцев, вследствие воздействия выбросов ТАЛКО на здоровье женщин. А местная жительница Истам Шаропова обратилась к мировому сообществу и международным организациям на узбекском, персидском, французском и английском языках с призывом содействовать прекращению влияния Таджикского алюминиевого завода на окружающую среду и здоровье жителей Сурхандарьи. Прибывшая на место группа сотрудников Узунского РОВД предложила участникам митинга разойтись и представить свои требования и предложения в письменном виде органам государственной власти. После коротких переговоров организаторы мероприятия объявили о его завершении.
На следующий день, 6 июня, аналогичная ситуация повторилась в сельском сходе граждан Жончека, вблизи пограничного поста у границы с Таджикистаном. Сначала около 400 активистов провели митинг у здания сельскохозяйственного колледжа, потом двинулись к КПП на границе двух государств, где развернули плакаты «Не позволим отравлять наших детей!». На подходе к границе пикетчиков аккуратно остановил наряд милиции. Тут же состоялся сбор подписей под Обращением к Генеральной Ассамблее ООН и другим международным организациям, после чего пикет закончился, и его участники, дав интервью журналистам, постепенно разошлись.
В среду, 7 июня, более 500 жителей кишлаков Гайрат, Бирлик, Шохкишлок и Суфиен собрались у пограничного поста «Чумчукли жар» в Сариасийском районе Сурхандарьинской области, откуда уже видны дымящиеся трубы алюминиевого завода в городе Турсунзаде. Как сообщила пресс-служба экологического движения Узбекистана, выступавшие говорили о том, что ветер с предгорий ежедневно в течение 18-19 часов приносит ядовитый дым завода на территорию района, и требовали проведения объективной экологической экспертизы деятельности ГУП ТАЛКО с участием международных организаций. Усиленный наряд Сариасийского РОВД перекрыл дорогу к государственной границе и потребовал прекратить митинг. В ответ собравшиеся развернули плакаты и устроили пикет на автотрассе у погранпоста. Одновременно на переговоры с силовиками вышли седобородые аксакалы, объяснившие милиционерам, что митинг носит исключительно мирный характер, и требования жителей, к тому же обращенные к руководству сопредельного государства, вполне обоснованы. Милиция не возражала. Мероприятие вновь завершилось сбором подписей под обращением в адрес международных организаций. По мнению независимых наблюдателей, давнишняя проблема влияния выбросов ТАЛКО на территорию Узбекистана вновь поднята неспроста и совсем не стихийно. Алюминиевый завод в Турсунзаде - производство без сомнения экологически не безопасное, но это - единственное крупное промышленное предприятие в Таджикистане. К обострившимся противоречиям между правительствами двух стран из-за проекта строительства Рогунской ГЭС Душанбе с недавних пор пытается подключить Тегеран, а официальный Ташкент, апеллируя к международным организациям, привлекает и организованное недовольство масс, парламентских и общественных активистов.
СЮДА ЛЕТЕТЬ НЕЛЬЗЯ, НИ ЕХАТЬ, НИ ПОЛЗТИ
Заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Узбекистаном, состоявшееся 27 апреля 2010 года в Ташкенте, по данным экспертов, не принесло никакого прогресса в урегулировании наболевших спорных вопросов в двухсторонних отношениях. По информации «Радио Свобода» со ссылкой на сотрудника посольства Таджикистана Сарвара Бахти, узбекская сторона вновь недвусмысленно предложила Таджикистану приостановить всяческие работы на стройплощадке Рогунской ГЭС до выяснения результатов ТЭО и экологической экспертизы этого объекта Всемирным банком. В ходе переговоров также не удалось решить проблему задержки более 200 таджикских грузовых вагонов на территории Узбекистана, которая уже сказывается на экономической ситуации в Таджикистане, где ощущается дефицит ГСМ, стройматериалов и рост цен на импортируемые товары.
В мае МИД Узбекистана категорически отверг обвинения Душанбе в организации «транспортной блокады» строительства Рогунской ГЭС, возложив всю ответственность за задержку товарных составов на нерасторопность и безответственность таджикских железнодорожников, путейцев и диспетчеров. На июньском саммите ШОС в Ташкенте состоялась встреча Ислама Каримова и Эмомали Рахмона, после которой пресс-служба президента Таджикистана распространила сообщение, что якобы «Узбекистан согласился пропускать все вагоны, кроме тех, которые предназначены для строительства Рогунской ГЭС».
В конце июня, по сообщениям «Радио Свобода», Государственная железнодорожная компания Ирана предупредила коллег из «Убекистон темир йуллари», что может заморозить движение узбекских поездов через Иран до тех пор, пока Ташкент не разрешит грузовым автомобилям и железнодорожным составам спокойно проезжать в Таджикистан через свою территорию. Представитель иранской железнодорожной компании Бехруз Баланди сообщил журналистам, что ежесуточно из Узбекистана в Иран поступает до 150 вагонов, груженных преимущественно хлопковым волокном, которое направляется для перегрузки в морские порты. По мнению Гендиректора российского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, «после того, как с подачи России дорога в ШОС для Ирана была закрыта», Тегеран мог начать корректировать свою политику в регионе без оглядки на Москву, и в более жестком ключе. В частности, расширяя военно-политическое и торгово-экономическое сотрудничество с Таджикистаном. На встрече Махмуда Ахмадинежада с Эмомали Рахмоном, которая состоялась в Душанбе непосредственно накануне саммита ШОС в Ташкенте, по некоторым данным обсуждалась и тема взаимоотношений Таджикистана с Узбекистаном. Но до блокады узбекских хлопковых составов Ираном, все же, пока не дошло. На днях Ташкент посетил министр транспорта Исламской Республики Иран Гамид Бехбахани, обсудивший с узбекскими отраслевыми министрами возможности сокращения расходов на транспортировку грузов по дорогам Узбекистана, Туркменистана и Ирана, а также перспективы увеличения объемов транзитных перевозок.
В конце июня Узбекистан аннулировал соглашение с Таджикистаном по воздушным перевозкам. Непосредственное воздушное сообщение между двумя соседними государствами, напомним, было прервано еще в 1992 году, после начала гражданской войны в Таджикистане. С 1993 года узбекские авиадиспетчеры контролировали таджикские самолеты, пролетающие над территорией Узбекистана в Согдийскую область, а Таджикистан, со своей стороны, контролировал узбекские самолеты, летящие в Сурхандарьинскую область. Спустя восемь лет стороны договорились о возобновлении полетов пассажирских самолетов, однако все ограничилось одним пробным рейсом Душанбе-Ташкент. В марте 2009 года авиакомпании двух стран договорились возобновить регулярное авиасообщение, но не возобновили. 27 июня этого года Узбекистан и Таджикистан подписали новое соглашение, согласно которому авиадиспетчеры обеих стран сами контролируют посадку и полет своих самолетов. Узбекистан также попросил прекратить заход таджикских самолетов на посадку в Согдийскую область через свое воздушное пространство.