CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

"Le Monde Diplomatique": Не раздражающий никого, но твердый Казахстан :: Zamandash press

8 ноября 2010

"Le Monde Diplomatique": Не раздражающий никого, но твердый Казахстан

07.11.10 21:09, Zamandash press

Казахстан или Евразийская геополитика

Россию и Казахстан разделяют совместная нескончаемая граница, языки и много общих интересов. В их отношениях не должно быть никакого кризиса, пока молодая центрально-азиатская республика большими темпами пытается отстаивать свою независимость Казахстан приложил всевозможные усилия для обеспечения успеха саммита Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), который состоится 1 и 2 декабря в новой столице этой бывшей советской центрально-азиатской республики Астане. Мало кто верил в начале 2010 года, что президент Нурсултан Назарбаев, страна которого стала председателем ОБСЕ, достигнет своей мечты и сможет созвать представителей из 56 стран-членов организации, включая глав государств, правительств и министерств в эту степную страну.

"Речь идет не только о проведении открытых обсуждений на самом высоком уровне. Евразийское сообщество нуждается в новом всеобъемлющем документе, аналогичный по своему охвату Хельсинскому соглашению и Парижской хартии", объяснил недавно российской газете «Время новостей» Сержан Абдыкаримов, директор отдела ОБСЕ министерства иностранных дел Казахстана. Вы не сможете обвинить Астану за то, что она попыталась поместить себя в центре международной арены. Это путь мира. Нет никакого смысла отрицать, несомненно искреннее желание Казахстана помочь решить планетарные проблемы. Нет места для обсуждения реальной необходимости реформирования организации, которая имела определенные потрясения в ее основе в течение нескольких лет. Определение президента Казахстана относительно организации события имеет свою логику в способе формулирования геополитики своей страны и замысла адекватной внешней политики страны.

Абдыкаримов прибегнул к использованию термина "Евразийский" вполне преднамеренно. Он использует его в официальном языке молодой республики для формулирования внутренних и внешних проблем. "Евразизм", идеология, позаимствованная из российского национализма, используется для определения "культурной географии" страны, лежащая между Европой и Азией. Назарбаев объясняет это в одной из своих книг: "Казахстан является уникальной страной в Азии, в которой переплетаются европейские и азиатские корни... Такое сочетание различных культур и традиций позволяет взять лучшее из европейской и азиатской традиций".

Используемый с начала 1990-х годов, когда страна стала независимой, термин "Евразизм" прибыл в ответ на исконную озабоченность влияния России. В то время это был внутренний вопрос: Назарбаев боялся территориальных притязаний Москвы на севере Казахстана, где проживало русское этническое большинство. С развитием международных отношений вперед, "Евразизм" служил не только для того, чтобы держать большого брата Россию в страхе, но и для формирования геополитических амбиций новой республики, ее внешнеполитических целей и ее официального положения на мировой арене.

Без жестов

Астана является столицей Республики Казахстан с 1997 года, является живым, трехмерным выражением этой стратегии. Построенная из почти ничего, на территории бывшего Целинограда, небольшого города, который был основан Никитой Хрущевым, как часть колонизации целинных территорий и который был затерян в середине необитаемых степей - она была выбрана для представления огромных районов Казахстана лучше, чем бывшая столица Алма-Ата, которая находится на самом юге страны, на противоположном конце региона, где живут русские.

Архитектура Астаны с упорством стремится, чтобы стать евразийской. Она построена из мозаично расположенных зданий, смеси ультрасовременных, полностью стеклянных башен, украшенные в восточном стиле (купола не в счет) и блоков в советском стиле. Прямо в центре города стоит 97-метровая башня «Байтерек», которая была смоделирована на дереве жизни, согласно казахскому фольклору. Ее металлическая постройка венчает верху огромный шар из золотого стекла. Башня предназначена для демонстрации возрождения казахского народа, и кто-либо из посетивших зарубежных лидеров не сможет не сказать несколько лестных слов о ней.

Одной из основных черт внешней политики Назарбаева является осторожность по отношению к Москве. Нет никаких размахиваний флагом и, прежде всего, нет провокаций старой колониальной державы - в отличие от лидеров некоторых бывших советских республик. Каждое решение, которое принимается руководством Казахстана, кажется, имеет двойственность: ограничить влияние России, не вызывая при этом раздражения.

Центрально-азиатское государство, конечно, разделяет 7591 километр границы со своим могущественным соседом. Экономическое переплетение между двумя странами значительно. Из 14 казахских областей семь граничат с регионами России. В некоторых областях сложно будет найти предприятия, которые не относятся к Москве. Взаимозависимость, которая была создана региональной политикой во времена советской эры, выживает частично за счет переплетения инфраструктурных связей. Несмотря на обретенную независимость в 1990-1991 годах, связи сохранились. Во многом благодаря упорству Астаны 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный союз, в который входят Казахстан, Россия и Белоруссия.

Непрерывный диалог

Что верно для блага, то верно и для людей. Во многих отношениях граждане обеих стран принадлежат к общим культурным традициям. По-прежнему на русском говорит население, состоящее из 16 миллионов людей, включая и этнических казахов. Начиная от Кустаная, Алма-Аты, Актау и до Павлодара самые популярные телевизионные каналы транслируются со стороны могущественного соседа. Письменность ведется в основном на русском, будь то для высоколобой культуры, науки, информации или в чатах. Москва остается актером, которого нельзя избежать.

Таким образом, Назарбаев не теряет возможности повторять, что "Российские дела являются основным приоритетом во внешней политике Казахстана" или подчеркнуть, что обмен отмечен "высоким уровнем доверия" между двумя государствами. На протяжении почти 20 лет наблюдается постоянный политический диалог по всем вопросам и непрерывный поток делегаций высокого уровня. Эти связи можно найти в политической жизни и учреждениях страны. Правящие партии обеих стран «Нур-Отан» и «Единая Россия» подписали собственные двусторонние соглашения о сотрудничестве.

Астана видит власть Москвы как вытекающей из тяжелой интеграции Казахстана с Россией в политической и экономико-культурной сферах. Она также понимает резкую решимость Кремля в защите своих собственных интересов в этой огромной стране на ее южном фланге. Такие "интересы" редко выражаются публично. Отношениям Москвы и Астаны не часто угрожает кризис.

Молодая казахская республика приняла "многомерную" внешнюю политику для защиты своей независимости, механизмов самообороны, которые уравновешивают влияние России с другими державами. Евразийская парадигма оправдывает связи с Китаем, западом (США, ЕС и другими европейскими странами), Азией (Сингапур, Южная Корея, Малайзия) и Ближним Востоком. Казахстан хочет, чтобы его рассматривали в качестве моста между Азией и Европой. Он также расширяет многосторонние амбиции через ОБСЕ, Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Содружества Независимых Государств (СНГ) и остальные организации и учреждения. Таким путем он демонстрирует свою реальную открытость для всего остального мира.

Внешняя политика Казахстан является, согласно окончательному анализу, на удивление динамичной и округлой. Декабрьский саммит ОБСЕ является лишь одним из многих признаков. Страна организовывает многочисленные конференции, приветствует тех, кто присоединяется к дискуссиям и предлагает свои услуги им. В Центральной Азии он позиционировал себя как полюс стабильности, особенно после событий 11 сентября 2001 года, приведя регион обратно к центру мировой геополитики. Назарбаев указывает на Сингапур и Малайзию как на образец для подражания, поскольку они добились впечатляющего экономического прогресса.

Политика как многовектор

Огромная удача Казахстана найдена внутри его земли. Шестнадцатый крупнейший в мире экспортер нефти может войти в первую пятерку в следующем десятилетии, когда огромное месторождение «Кашаган» в Каспийском море достигнет полного производства. Но наибольший потенциал лежит в ее запасах полезных ископаемых, в том числе железной руды, хрома, марганца и золота. В конце 2009 года Казахстан стал номером один в мире по производству урана. Все что может помочь Астане эффективно проводить "многомерную" политику с определенной ловкостью.

Китай уже является крупным игроком в углеводородном секторе Казахстана. Нефтепровод, по которому доставляется казахская нефть на запад Китая, был открыт в конце 2005 года. Другой трубопровод, в западном направлении по дну Каспийского моря, даст доступ черному золоту Казахстана к западным рынкам. Он будет построен консорциумом международных нефтяных компаний, в который входит компания «Total». Эти два трубопровода, вместе с тем, который идет в северном направлении в сторону России, управляется Каспийским консорциумом и Атырау-Самара. Кроме нефти, Казахстан пытается наполнить свою "евразийскую" идеологию путем строительства дорог и железнодорожных перевозок между западом Китая и Западной Европой и размещением себя в центре больших потоков товаров.

Недавно Франция подписала с Назарбаевым "многомерную" политику. 6 октября 2009 года президент Саркози сделал мимолетный визит в Астану, что позволило со временем признать Казахстан в качестве "стратегического партнера" и подписать совместные договоры и протоколы стоимостью в 4 миллиарда долларов США. Годом спустя или чуть позже, как кажется, все было установлено и подписано. Астана ведет переговоры о контрактах с флагманами оборонной промышленности Франции (Европейскими аэрокосмическими и оборонными компаниями Thales, Eurocopter), которые позволят Казахстану в меньшей степени зависеть от России путем введения действующих лиц, чьи собственные отношения с Москвой, в общем и целом хорошие. Заказы на оборудование из США или Китая могут серьезно раздражать Кремль. Назарбаев, безусловно, с живостью играет в игру равновесия сил, что помогает быть востребованным его огромным запасам нефти, урана и других полезных ископаемых.

Будет ли эта позиция успешна в формировании твердой дипломатии для молодой центрально-азиатской республики, еще предстоит выяснить.

Реги Жент, 6 ноября 2010 года, «Le Monde Diplomatique», Перевод - Zpress.kg

zpress.kg

Предыдущая статьяГ.Гиздатов: Абразование и околообразовательное пространство Казахстана
Следующая статьяПути назад уже нет - У России не осталось свободы выбора относительно спецопераций в Афганистане