Узбекские налоговики - сбор налогов в собственный карман
24.06.11 18:13, UzNews.net
Uznews.net - По словам ташкентской предпринимательницы, ее желание вести бизнес по закону натолкнулось на яростное сопротивление сотрудников налоговой инспекции, требующих от нее делать взносы не в банк, а ему в карман.
«Только за оформление пакета необходимых при работе документов я заплатила государству свыше 850 тысяч сумов, - сокрушается молодая женщина-«челнок» Оксана (имя по ее просьбе изменено). - Но инспектор Сергелийской налоговой инспекции Эдуард Ким недвусмысленно заявил, чтобы мы с подругой платили ему в карман».
Инспектор, по утверждениям Оксаны, даже пожурил ее за то, что она успела внести официальные платежи за июнь в банк: мол, нечего было «самодеятельничать» без команды, а из банка теперь она свои деньги никогда «не вытащит».
Он и его коллеги настаивают, чтобы предприниматели, работающие под их началом, «приостанавливали» свои патенты, внося «фиксированные налоги» сугубо им.
Мифические накладные, как путеводитель в бизнес
Попытки обращений подруг к заместителю начальника Сергелийской районной налоговой инспекции Улугбеку Хатамову и сотруднику отдела по выдаче патентов на экспорт- импорт Джахонгиру Нарходжаеву с целью добиться разъяснений в данном вопросе ни к чему не привели.
Как говорит Оксана, последний ее вообще ошарашил утверждением, что они не имеют права приступать к своей деятельности, пока не раздобудут какие-то странные накладные на сумму реализации товара.
Даже посоветовал, что их можно «достать» за энную сумму среди «знающих людей», предположительно, на Алайском рынке.
В случае отсутствия таковых, по мнению Нарходжаева, ее могут ждать большие неприятности в виде штрафа, налагаемого банком, на всю инкассированную сумму.
Между тем, у нее, имеющей на руках легальный патент «Экспорт-импорт, розничная торговля», есть все основания без страха перед законом приступить к своей деятельности.
То есть, закупать товары за пределами Узбекистана, получая на руки соответствующие накладные и счет-фактуру на так называемую «очищенную» продукцию через официально действующую организацию - ООО «Abu-Saxiy Сargo», занимающуюся централизованным привозом в страну и «растаможкой» заказанных заграничных товаров в полном объеме.
Зачем налоговикам отчетность по инкассации?
По словам оказавшейся сегодня в тупиковой ситуации предпринимательницы, для усиления устрашающего фактора контролирующие доходы граждан кураторы придумали еще одно новшество - вести учет продаваемых изделий, занося все записи в специальные книги, которые они выдали женщинам на руки.
«Спрашивается, зачем, если мы полностью подотчетны банку НБУ, с которым работаем, и храним у себя все чеки и квитанции?», - недоумевают женщины.
Они считают, что в условиях, когда взаимоотношения «предприниматель-банк» вышли на новый уровень развития, когда происходит плавный переход к безналичным расчетам с использованием терминалов, нет необходимости жесткого контроля над инкассированием и отчетности по инкассации перед налоговой инспекцией.
Если убрать бюрократические препятствия в виде «липовых» накладных, которые нужны лишь для кассовой отчетности перед налоговыми инспекторами, кассовых и прочих отчетов, взаимоотношения между банками и предпринимателями станут теснее и прозрачнее - таково мнение и абсолютного большинства представителей делового класса.
А это пойдет на пользу как самим субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, так и государству.
Налоговики - главная устрашающая сила для предпринимателя
О необходимости «моратория» на противоправные действия налоговых служителей высказываются и братья-близнецы из Сурхандарьинской области Зарифжон и Икрамжон, вынужденные четыре года тому назад свернуть бизнес из-за чрезмерной алчности местных налоговиков.
По их мнению, в Год малого бизнеса и частного предпринимательства местные налоговики, вопреки нормативной документации, сознательно вынуждают людей играть по их «теневым» правилам, призывая саботировать правительственные постановления и указы, урезая по собственному усмотрению поступления в бюджет.
Тех, кто желает работать на вполне законной основе, те же налоговые инспектора все чаще «загоняют в подвал», создавая для них искусственные преграды и заставляя идти к ним на поклон. В противном случае, каждый знает, что крах бизнесу «строптивых» обеспечен, говорят братья.
«Из года в год вести «прозрачный» бизнес у нас в стране становится все труднее, - жалуется ташкентский предприниматель Собиржон. - Лично могу заявить, что налоговые комитеты сегодня исполняют роль, исключительно, карательно-репрессивных учреждений, заботясь лишь об одном - потуже набить собственные карманы».
По признаниям пострадавших предпринимателей, схема «перекрывания кислорода», по которой действуют коррумпированные службы налогового контроля, одинакова по всей республике.
Доведя до отчаяния желающих трудиться в ладу с законом, повсеместно сотрудники налоговых органов припирают к стенке подопечный контингент, дабы те осознали, что проще идти по «договорному» с инспекторами пути.
Но это, по признаниям «челноков» со стажем, вовсе не означает, что в случаях нежданных проверок (или ради премии по плану) они же не сдадут с потрохами своих кормильцев.
Рыба гниет с головы:
Так или иначе, коррупционная нить восходит к Государственному налоговому управлению, бессменно возглавляемому Батыром Парпиевым, убеждены более-менее осведомленные предприниматели.
Будучи сватом председателя Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова, Парпиев находится под его могущественным покровительством, и пока эта опека присутствует, ни ему, ни его подчиненным ничто не угрожает: