Узбекистан: В Ташкентской области - вспышка неизвестной болезни с симптомами холеры
09.09.2011 20:29 msk, Фергана
В расположенном в Ташкентской области Узбекистана небольшом городке Янгиюль вот уже более двадцати дней свирепствует эпидемия неизвестной болезни с явными симптомами холеры. Администрация города усилено пытается скрыть диагноз пострадавших и истинное положение дел, заставляя медиков записывать ее в историях болезни пациентов лишь как «острое кишечное заболевание».
Первым об эпидемии холеры в Янгиюле сообщило интернет-издание «Uznews.net»: «В Янгиюльском районе Ташкентской области ежедневно регистрируются десятки случаев заражения, отдел инфекционных заболеваний районной больницы переполнен больными», - писали журналисты «Uznews.net» 7 сентября.
Ранее, а именно 25 августа, на этом же сайте сообщалось о вспышках холеры в Ташкенте: «По меньшей мере, один человек умер и более сотни людей были госпитализированы в августе в Ташкенте с официальным диагнозом «острая кишечная инфекция», в которой местные медики признали холеру».
На всех кафе и магазинах Янгиюля расклеены предупреждающие об опасности объявления. Фото ИА «Фергана»
Отметим, что об опасности заражения эпидемиологи предупреждали население Учтепинского района (город Ташкент, массив Чиланзар) еще с июня текущего года. «По домам ходили врачи и раздавали памятки о том, что если у кого-то диарея, рвота и температура, то он должен немедленно обращаться к врачу. Сослались на то, что все мы едим разные фрукты, арбузы и дыни», - рассказал один из жителей Учтепинского района.
Чтобы проверить достоверность слухов о возможной эпидемии холеры в Янгиюле, 8 августа корреспондент «Ферганы» посетил этот город.
Практически на дверях всех кафе и магазинов расклеены объявления, призывающие жителей тщательно мыть руки перед употреблением пищи, фруктов и овощей, пить только кипяченую воду.
Население города охвачено волной «холерных» слухов. «Мне сын из Ташкента звонил и спрашивал, как я себя чувствую, не заболела ли холерой? Осторожней, говорит. В столице об этом даже не знают», - рассказала нам покупательница на местном базаре.
Главная больница города представляет собою несколько двухэтажных зданий, огороженных забором. Во дворе прогуливались родственники заболевших, ожидая, когда можно будет посетить больных в палатах. Пожилая женщина держала на руках маленькую девочку, рядом были отец и мать ребенка.
Согласно медицинским справочникам, инфекция холеры распространяется в наиболее жаркие периоды года. Источником инфекции чаще всего является человек - больной холерой, выделяющий в окружающую среду холерные вибрионы с фекалиями и рвотными массами. Заражение происходит главным образом при питье необеззараженной воды, заглатывании воды при купании в загрязненных водоёмах, во время умывания. «Моя двухгодовалая внучка лежит здесь уже шесть дней, - рассказала бабушка. - У нее был жидкий стул, температура, а затем началась рвота. Мы сразу привезли ее в больницу. Что с ней, нам не сказали. Спросили только, есть ли рядом с домом река или арык. Да, говорим, есть. Она (заболевшая) со своей старшей сестрой играла с водой. Сначала заболела младшая, а через день привезли в тяжелом состоянии и другую. Завтра обещают выписать обоих».
Девочка выглядела подавленно, ноги ее болтались словно ватные, самостоятельно стоять на ногах у нее явно не было сил. В ходе беседы с родителями ребенок вдруг закашлялся, вместе с кашлем началась рвота. В ответ на мой вопрос, не холера ли это, мои собеседники ужаснулись. Затем признались, что врачи намекали им на какую-то «старую болезнь», но её название не сказали.
В стационарном покое инфекционного отделения было множество посетителей и на нашего корреспондента никто не обратил внимания. В палатах и коридорах, словно призраки шествовали пациенты с впавшими глазами. Они были очень худые и передвигались медленно. В палатах все кровати были заняты такими же истощенными людьми, среди них были и взрослые, и дети.
Жительница городка Халкабад, примерно 35 лет, рассказала, что всего лишь пила воду из-под крана. «Холодную воду нам давали один раз в неделю. Иногда в ней плавали даже червяки. Вчера муж сказал, что вода шла целый день и сегодня ее тоже не отключали, но теперь она воняет хлоркой». Несмотря на принятые меры по хлорированию воды, женщина успела заразиться и находится в больнице уже третий день.
По ее словам, всё началось с жидкого стула и повышения температуры. Она обратилась в медицинский пункт, перед которым уже толпилась большая очередь. Медработники, едва услыхав о симптомах, без осмотра больной немедленно выписали ей направление в главную инфекционную больницу. Так она и попала сюда.
Что за кишечное заболевание поразило так много людей и как оно называется, врачи янгиюльской больницы комментировать не стали. Однако один из сотрудников медперсонала на условиях анонимности рассказал, что, начиная с 15 августа с симптомами этой болезни в медучреждение поступало по нескольку десятков человек в день.
«Возрастная категория колебалась от маленьких детей до взрослых мужчин и женщин. Все были в тяжелом состоянии, не могли ходить и даже просто стоять. Бесконечный понос, рвота. Вся больница воняла от них тухлой рыбой. Медсестры постоянно их мыли», - сказал он.
По словам моего собеседника, врачам ставить запретили диагноз «холера». «Одна жительница Халкабада с такими же симптомами самостоятельно поехала в КИБ (Клиника инфекционных болезней) города Ташкента, ей сразу поставили диагноз: холера» - ответил он.
После этого случая местная администрация сильно возмущалась: почему, мол, в столицу просочилась информация. «Хотя это был выбор самой пациентки, каким врачам она доверяет больше, туда и обратилась», - говорит собеседник.
Он рассказал, что к концу августа больных с каждым днем поступало все больше. «Пик был 31-го числа, в клинике было зафиксировано 70 поступивших с аналогичными симптомами. В эти дни в больнице работал только имеющийся персонал. На подмогу никого не дали, только всех, кто был в отпуске и на больничном, вызвали на работу», - посетовал сотрудник больницы.
Большинство пациентов являются жителями Халкабада. «Там протекает канал Бозсу, многие купались в нем. Кто-то мыл посуду, кто-то руки», - уточнил мой собеседник.
По рассказам самих пациентов, в медицинских пунктах по месту жительства им не оказывали первую помощь. Сразу выписывали направления в инфекционную больницу.
«Некоторых пациентов привозили сюда в настолько тяжелом состоянии, что из-за резко упавшего давления они переставали дышать. Врачи бежали к ним, на лестницах, в коридорах, возле машин скорой помощи делали им немедленное искусственное дыхание. Накрывали халатом рот и вдыхали в них жизнь», - вспоминает собеседник.
Пациентам литрами вливали препараты «трисоль» (назначается при заболеваниях, связанных с обезвоживанием и интоксикацией организма, в том числе острой дизентерии, пищевой токсикоинфекции, холере Эль-Тор). Второй препарат называется «дисоль» (регидратации, гиперкалиемии, интоксикации на фоне обезвоживания - холера, острая дизентерия, пищевая токсикоинфекция).
«Сухость с тела не сходила, жидкость из организма хлестала ручьями. Трисоль и дисоль вливали каждому по 5-6 литров в день. Это ускоренные меры, так как за пару дней нужно было победить болезнь и освободить места для новых поступающих больных».
Сегодня, по словам медработника, заболевших уже меньше. Возможно, это связано с принятыми профилактическими мерами, хлорированием питьевой воды, а также развешанными повсюду объявлениями о правилах гигиены:
Я захожу в две близлежащие от больницы аптеки. Всего в городе их не менее двадцати. Фармацевты сообщили, что в течение последних двух недель они продавали по три-четыре коробки препаратов «трисоль» и «дисоль» в день. В каждой коробке по 28 флаконов. Стоимость флакона «трисоль» - 1500 сумов, «дисоль» - 1700 (один доллар по «черному курсу» рынка составляет 2500 сумов).
Местный эксперт в области здравоохранения объяснил, что при холере вместе с жидкостью из организма выходят калий и натрий, и необходимо немедленное их восполнение. Оба препарата содержат эти компоненты.
Тем временем, по данным «Ферганы», власти решили принять предупредительные меры и в Ташкенте. Врачи городских поликлиник узбекской столицы совершают обход квартир и убедительно просят жителей есть фрукты и овощи мытыми, грозя распространением кишечных заболеваний. После чего берут у граждан расписку в том, что разъяснительно-профилактическая работа с ним проведена.
Александр Бенуа (Ташкент)
Международное информационное агентство «Фергана»